?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Только безумец будет пытаться поймать рыбу, бросая в воду голый крючок. Только простак попытается использовать для наживки высохшего червя.

Те, кто подготовили и осуществили "Великое Объединение Синодов Альтернативного Православия" (разумею "хризостомовцев" и "киприанитов"), ни простаками, ни тем более безумцами никогда не были.

Они предложили самой многоразличной церковной рыбе качественный продукт - вероисповедный документ под названием "Истинно-Православная Церковь пред лицом ереси экуменизма. Догматические и канонические вопросы. Исповедание веры объединенного Синода ИПЦ Греции (с участием ИПЦ Болгарии, Румынии и РПЦЗ(А))".

Если интересен одной рыбке святоотеческий взгляд на экклесиологию – для нее приготовлен раздел А. Любит другая рыбка антиэкуменизм – пожалуйте в раздел Б. Для совсем капризной рыбы - раздел В с верной оценкой сергианства.

Но если это мы считаем "наживкой", в чем же коварство крючка? Уместно ли говорить об этом во время нынешнего празднования "Пасху до Пасхи", участники которого не хотят лишать себя удовольствия осознавать, что они не таковы, как прочие дремучие ИПХ, разделенные между собой "неумением договариваться цивилизованно".

Категоричная зилотская риторика первых нескольких страниц принятого объединившимися сторонами "Исповедания веры" была нужна для того, чтобы скрыть от большинства поленившихся дочитать текст до конца простую и недвусмысленную истину: киприанизм не преодолен и не побежден, а победил.

Ведь успокаивал свою взволновавшуюся было паству "киприанитский" митрополит Этнийский Хризостом (Гонзалес), когда говорил ей за месяц до унии (Энциклика от 16.02.2014): "Не бойтесь - у нас все будет по-прежнему: и принципы учения блаженнопочившего Аввы нашего Киприана соблюдем, и заветы его ни в чем не отступать от указанной им умеренности в суждениях ни в коем случае не оставим невыполненными. А тем, кто распускает грязные слухи о том, что экклесиология Синода ИПЦ Греции восторжествовала над нашей верой и противоположная нам сторона переговоров празднует триумф, - пусть будет стыдно. Ведь мы всегда пребывали в Церкви, и вместе с нашими греческими братьями трудились на ниве Истинного Православия".

Не поверили ему тогда рыбки. Уж больно наживка была заманчива. Зачем мелочность и фарисейское крючкотворство? Видимое единство истинно-православных всей эйкумены так близко! Зачем его отдалять копанием в старых неурядицах между архиереями? Так хочется в очередной раз (конечно, после митрополита Сергия (Страгородского)), "спасти Церковь".

Но достигнутое "единство" на поверку оказалось полной капитуляцией тех, что еще недавно был так "акривийен" и принципиален по отношению ко всем, кроме себя самих.

Квинтэссенция учения покойного митрополита Киприана Оропосского этим новым религиозным сообществом исповедуется ясно: благодатность таинств "мирового православия" (WO) ни в коем случае не отрицается, а лишь "не признается с уверенностью... особенно в отношении тех лиц, которые сознательно находятся в общении с синкретическим экуменизмом и сергианством" (раздел Е. пункт 6). Заметим, что для "несознательно находящихся" в WO оставлена лазейка, допускающая им иметь там тайносовершительную благодать, как в набившей оскомину фразе о благочестивой и неграмотной французской бабушке-католичке. Вновь хорошо слышны отголоски "Экклесиологических тезисов" во фразах "когда …слабеет или полностью разрушается неразрывная связь исповедания-кафоличности-общения, тогда…последствия становятся исключительно серьeзными и тяжелыми" (раздел Е. пункт 7), или "те… которые имеют здравое догматическое и каноническое сознание, должны поддерживать истинную святоотеческую позицию относительно явлений и движений с экклезиологическим и сотериологическим значением" (раздел В. Пункт 8) и "сущность борьбы против этих анти-евангельских, анти-православных и дегенерирующих явлений сводится к… (как знаком этот термин читавшим труды м. Киприана)… ограждению от отпавших пастырей, которых уже можно определить как "лжеепископов" и "лжеучителей", и является исключительно важной обязанностью истинных православных во время ереси для сохранения единственности, единства и кафоличности Церкви" (раздел В. Пункты 9-10). Ну и настоящим триумфом киприанизма, служит, естественно, любимая идея митрополита Киприана о "Большом Соборе", который один только как "имеющий всеправославный авторитет, мог бы установить общие критерии и предпосылки, определяющие практику принятия обращающихся от различных новоявленных схизматических и еретических общин в Истинную Православную Церковь" (раздел Е. пункт 12) "и… для эффективного противодействия как ереси экуменизма, так и разноликому синкретизму, а также для решения порожденных ими различных практических и пастырских проблем и вопросов, касающихся церковной жизни вообще и верующих в частности" (раздел Ж. пункт 4).

И хотя в пункте 3 раздела Е декларируется, что "применение икономии при принятии еретиков и раскольников в церковное общение никак не означает, что Церковь признает достоверность и действительность их таинств, которые совершались вне ее канонических и харизматических границ", буквально следом это верное утверждение дезавуируется странной фразой: "Святая Православная Церковь никогда не признавала… таинств, совершенных всецело вне ее и в отступлении от нее, поскольку совершающие и принимающие эти таинства остаются в недрах своих еретических или схизматических общин" (раздел Е. пункт 4). Простите, а если они в этих недрах не останутся? А если, выйдя на время, туда же и вернутся?

Но главное, что бросается в глаза – это отсутствие конкретного указанияна тех, кто в документе подразумевается под общим названием "еретиков и раскольников". Все слишком расплывчато и оставляет широкий простор для любых лукавых маневров в практическом применении такого "Исповедания".

А ведь традиционная Омология истинно-православных христиан Греции всегда называла вещи своими именами. Так, в "Пастырском Окружном послании к православному греческому народу" (от 21 июня 1935 года) три вернувшихся к старостилию иерарха четко исповедовали, что "мы отрекаемся от всякого нововведения и не можем не объявить схизматической Государственную Церковь, которая приняла папский праздничный календарь… На основании этого мы советуем всем… не иметь духовного общения с раскольнической (схизматической) Церковью и ее раскольническими служителями, от которых благодать Всесвятого Духа отошла". А в Энциклике от 26 мая 1950 года этими же иерархам заявлялось: "В 1935 году нашего Спасения мы объявили Церковь обновленческих новостильников схизматической; мы повторяем это заявление вновь и, следовательно, мы требуем, чтобы применялся Первый Канон Св. Василия Великого, показывающий, что таинства, совершаемые новостильниками - поскольку они раскольники (схизматики), - лишены освящающей благодати. Следовательно, вы не должны принимать никого из новостильников в лоно нашей Св. Церкви, ни совершать таинства над ними прежде, чем они ни произнесут исповедание веры, которым они должны осудить нововведение новостильников и объявить свою Церковь раскольнической (схизматической). Те, кто был крещен обновленцами, должны приниматься через помазание Св. Миром Православного происхождения, которого у нас имеется в достаточном количестве".

Да и конкретно (и поименно) эти самые загадочные "еретики и раскольники" были названы в "Омологиях" Синода ИПЦ Греции 1974 года, и от 18/31 марта 1997 года, и февраля 2005 года (Синода Церкви ИПХ Греции и Зарубежья).

Так что митрополит Киприан Оропосский может покоиться спокойно. Его дело живет и побеждает. "А учение его всесильно, потому что оно верно", - как давно уже сказал один деятель. Особенно после того, как совершивший накануне "великого объединения" над его могилой в монастыре св. Киприана и Иустины панихиду Архиепископ Каллиник самолично испросил у митрополита Киприана прощения за "несправедливое" извержение из сана и анафематствование в 1986 году, и прочитал особую разрешительную молитву.fili1Kyprianos TOC

Ну, а для тех, кто все еще смотрит на случившуюся унию как на победу "икономического" подхода ради достижения "единства в вере и любви", расскажем небольшой эпизод из истории недавних переговоров, который не особенно афишируется нынешними триумфаторами и оправдывает подозрения, что подход этот был исключительно "экономическим".

Когда уния еще готовилась, 28 февраля/13 марта 2014 года, состоялось закрытое тайное заседание комиссии, результатом которого со своими собратьями-епископами также не для широкой огласки поделился нынешний глава "киприанитов" митрополит Киприан II Оропосский: "Официальный диалог (с декабря 2012 года по февраль 2014 года) привел нас к осознанию того, что наши деяния и акты, разделившие нас в 1984 году от наших истинно-православных братьев, должны быть отменены, так как бывшие причины противоречия между нами в области "веры и благочестия", спровоцировавшие его тогда, больше не существуют". По его словам, условием единства с "хризостомовцами" стали два принципиальных вопроса: 1) негласное признание того, что причиной отделения в 1984 году от Синода ИПЦ Греции митрополитов Киприана и Иоанна (и, как следствие, создание ими Синода Противостоящих) было его (Синода ИПЦ) неправильное исповедание веры, с которым означенные иерархи смириться не смогли, и 2) признание всех прещений и анафем, наложенных на самого митрополита Киприана и последователей его учения, яко не бывшими, и соответствующее посмертное восстановление всех отлученных от церковного общения в сущем сане.

То есть получилось, что не "киприаниты" через покаяние в своем экклесиологическом лжеучении и неканоничности происхождения иерархии присоединились к Синоду ИПЦ Греции, а как раз наоборот: Синод ИПЦ Греции исправил свою Омологию, и потому сделался достойным вступить в общение с православным Синодом Противостоящих. Браво!

При заключении нынешней унии не были даже учтены те уступки, на которые при жизни как Архиепископа Хризостома (Киусиса), так и митрополита Киприана (Куцумбаса) в 2009 году (на первых неудачно завершившихся переговорах) была вынуждена пойти киприанитская сторона. А именно: тогда киприаниты согласились, что 1) разрыв их группы с каноничным Синодом ИПЦ Греции в 1984 г. был поспешным и погрешительным, 2) что они более не будут признавать и именовать государственную новостильную Церковь Греции "Церковью-Матерью", и 3) что они больше не будут именовать еретиков и раскольников "болящими и немощными в вере" членами Церкви.

Теперь об этих договоренностях не сказано ни слова. Это ли не полный триумф киприанитской стороны и сокрушительное поражение стороны истинно-православной? А не чувствует ли себя Синод ИПЦ Греции под председательством Архиепископа Каллиника (Сарандопулоса) известной унтер-офицерской вдовой, которая сама себя высекла?

Хотя высек он себя, к сожалению, еще тогда, когда избрал кир Каллиника своим председателем после кончины Архиепископа Хризостома, забыв некий документ, гласящий, что "Святой и Священный Синод, призвав молитвенно благодать Св. Духа, и учитывая, с одной стороны, нужды священной борьбы и христозванного народа, а с другой, веление времени, судит и решает следующее: объявляет недействительным и отменяет признание епископской должности Каллиника Ахайского в 1985 году, который был главным лицом в Церковной секуляризации и основным сотрудником адвоката Сакареллы. Св. Синод признаёт действительным Синодальное решение 1979 г. о его осуждении и кафаресии, отлучая его от всякого архиерейского сана и возвращая его в монашеский чин" (Энциклика Св. Синода Церкви ИПХ Греции от 20.12.2003 г.).

Что же, за все надо платить. Как надо платить и за потрясшее некогда Грецию предательство своего духовного отца, митрополита Каллиста (Макриса), изгнанного Архиепископом Каллиником перед смертью того из его собственного монастыря Святых Ангелов в Коринфе. Как надо платить и за нынешнее полное отречение от деяний и экклесиологии своего предшественника - Архиепископа Хризостома (Киусиса), который, несмотря на ошибки во взаимоотношениях с епископами, имел и до конца жизни исповедовал строго православные взгляды.

Да, а кто же этот опытный рыболов, который изготовил такую замечательную наживку для своего крючка и зачем он пришел с ней удить рыбку в маленький пруд ИПЦ? Ответ на этот вопрос будет ясен любому, готовому внимательно наблюдать в ближайшие месяцы за изменением внутригреческих церковно-государственных отношений. И дай Бог, чтобы я оказался неправ…

священник Александр Павпертов

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek