?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Еретики обычно, опираясь на словах Писания, — пишет Амвросиаст, — учат противно Писанию. Придавая словам Писаний свой собственный смысл, они его авторитетом одобрительным подкрепляют неправое мудрование ума своего. Ибо нечестие, зная, какой большой вес имеет авторитет Писания, под его именем слагает ложь, чтоб, поелику худая вещь не может быть принята сама по себе (под своим именем), она показалась удобоприемлемою под чужим добрым именем" (свт. Феофан Затворник, еп. Толкования посланий ап. Павла. Пастырские послания. М. 1995, с. 145.).

Сегодня часто можно услышать от прихожан схизмоереси под названием РПЦ МП вопрос: Когда того или иного еретика можно считать отпавшим от Церкви, сразу ли по провозглашении им ереси, или же только после Соборного суда над ним? К сожалению, не ведущие или отвергающие Истинную Христову Церковь -адепты МП находящиеся в еретической прелести отвечают положительно только на второй вопрос. Наверно это удобно, для их самооправдания. Но посмотрим, что говорят по этому поводу Святые отцы и церковная история. Соответствует ли ответ приверженцев МП - истине?
Преп. Иосиф
Примеры эти с несомненностью доказывают нам, что не Соборы, а сами ереси отчуждают их последователей от Святой Православной Церкви, Главы Ее — Господа Иисуса Христа Бога нашего и благодати Святого и Животворящего Духа. Вот что пишет о ереси, на основании святоотеческого учения, Еп. Игнатий (Брянчанинов). "Вселенская Церковь, — пишет он, — всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью. Ересь — грех ума. Ересь — более грех дьявольский, нежели человеческий; она — дщерь диавола, его изобретение, — нечестие, близкое к идолопоклонству... Всякая ересь содержит в себе хулу на Духа Святого! она или хулит догмат Святого Духа, или действие Святого Духа, но хулит непременно Святого Духа. Сущность всей ереси — богохульство" (Свт. Игнатий (Брянчанинов). О невозможности спасения иноверцев и еретиков. // "Земщина", 1991, № 25). "Этот страшный грех, заключающий в себе хулу на Святого Духа, — пишет тот же Еп. Игнатий о ереси в другой статье, — совершенно отчуждает человека от Бога, предает во власть сатаны". "Ересь есть отчуждение от Бога. Еретик отлучается от Бога живого и истинного, и приобщается диаволу и ангелам его. Отлученный от Христа уже не имеет Бога, Которого он мог бы умолить о грехах своих, и, ао всех отношениях есть погибший", — поучает Авва Агафон Египетский (Отечник, составленный еп. Игнатием (Брянчаниновым). Спб. 1891, с. 42-43). Св. Афанасий Великий в одном из своих посланий к монашествующим пишет, что ересь "не имеет общения с Церковью и чужда небесам" (Цит. по: "Православная Русь", 1994, с. 6). Св. Антоний Великий о том же предмете говорит так: "Кто не содержит правой веры, тот приуготовляет пищу неспящим червям и жертву князю темниц адских; дух его чужд жизни вечной; он явный отступник от Бога" (Отечник, с. 1-2). "Бойся пагубной ереси, — наставлял своих духовных чад старец Анатолий Оптинский, — ибо она обнажает от благодати и разлучает со Христом" ("Земщина", № 26(43); "Укрепляйся сын мой..." // "Град Китеж", 1992, № 3(8).). Св. прав. Иоанн Кронштадтский о ереси и еретиках, поучает: "Отрекающийся от Православной веры, как истинной веры, поэтому самому отрекается и от общения с Самим Главою Церкви — Христом" (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Поучение по поводу отступничества от Православия. // "Санкт-Петербургские епархиальные ведомости", Вып. 9, с. 83).

В житии Паисия Великого (память 19 июня) находится следующее замечательное повествование. "Один из учеников святого Паисия, — повествует житие, — повинуясь его приказанию, отправился в Египет, чтобы продать свое рукоделие: на пути он случайно встретил некоего еврея, шедшего тоже в Египет, и пошел с ним вместе. Дорогою еврей, увидев простоту его, начал изливать скверным своим языком яд, который имел в сердце своем от душетленного змея, и сказал, между прочим, иноку: "О, возлюбленный! почему вы так верите в простого, распятого Человека, когда Он вовсе и не был ожидаемым Мессией? Другой должен придти, но не Он". После того, как еврей наговорил ему много и других лукавых и душевредных слов, инок, по своей умственной слабости и простоте сердечной, был обольщен евреем: он внимал словам его, как истине, и даже раз промолвил: "Может быть и правда то, что ты говоришь". О, прельщение и неожиданная напасть! ибо сей инок тотчас же лишился благодати крещения". Далее в житии говорится, что по возвращении инока в пустыню, авва Паисий прозрел его падение, вопросив о причине его. После того, как инок исповедал свой грех, "преподобный затворился на молитву и стал просить Господа, да простит Он грех ученику его, который согрешил пред Ним по неосторожности и безхитростному невниманию. И Господь, никогда не презирающий, но всегда исполняющий молитвы угодника Своего, преклонился на милость и простил согрешившего; знамением же прощения было следующее видение: преподобный узрел благодать Духа Святого, возвратившуюся в виде голубя к ученику тому и вошедшую в уста его, и при этом увидел и злого духа, вышедшего из согрешившего инока в виде темного дыма, и разлившегося по воздуху".

Из этого примера особенно отчетливо видно, что благодать Духа Святого оставляет еретиков тотчас же по произнесении ими своего богохульства, и даже в том случае, если грех этот был совершен по неведению и в простоте сердца. Тем более, таинства, совершаемые еретиками, отделившимися от Церкви, не могут быть действительными.

Священное Писание ясно дает понять нам, что упорствующий еретик осуждается уже в силу самой проповедуемой им ереси. Св. Апостол Павел в Послании к Титу, между прочим, пишет: "Еретика человека по первом и втором наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден" (Тит. 3, 10-11). "Плод же упорства в ереси, — объясняет это место свт. Феофан Затворник, — есть потеря царствия Божия. В другом месте Апостол, перечислив дела плотские, в числе которых поставлены и ереси, заключил: таковая творящий царствия Божия не наследят (Гал. 5, 21). Еретик, упорно стоящий в ереси, отселе уже сам себя приговаривает к сему лишению царствия, — не приговаривая приговаривает самым действием упорства в ереси, не смотря на изобличение излюбленной им лжи". На слова Ап. Павла: "аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят" (1 Кор. 16, 22), тот же Свт. Феофан говорит: "Если кто не любит Господа, то прямой знак, что он не состоит в союзе с Ним; а если не состоит с Ним в союзе, то чужд христианства, чужд тела Церкви, самоотлучен от нее, хотя и носит имя христианина, — анафема и значит отлучен от тела Церкви. В подлиннике стоит только анафема, — а что прибавить здесь: есть или да будет, — оставляется на волю читающего. Думается, что здесь лучше идет: есть, в такой мысли, что кто не имеет любви к Господу, тот уже отсечен от Церкви, не член ее, или член отторгшийся" (Феофан Затворник, еп. Толкование посланий ап. Павла. Пастырские послания, с. 147; Его же. Толк. 1-го посл. св. Ап. Павла к Коринфянам. М. 1893, с. 627).

В том же духе поучают нас преподобные Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк: "Другой веры, кроме преданной от 318 Святых Отцев, я не знаю, и кто мудрствует иначе, нежели она научает, тот сам себя предал анафеме" (Вопросоответ 709). Также и св. Ириней Лионский, во времена которого еще не собирались Вселенские Соборы, писал, что еретики "сами себя удаляют от истинной жизни своими худыми мыслями, и еще худшими поступками" (Цит. по: "Христианское чтение", 1838, с. 135-136; Св. Ириней Лионский. Против ересей. Спб. 1900, с. 312). И св. Максим Исповедник, о еретиках— монофелитах сказал, что они "сами себя отлучили от Церкви и изобличили в неправомыслии".

И еще Свящ. Писание свидетельствует: "Не веруяй в Сына уже осужден есть" (Ин. 3, 18); и: "у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель" (2 Пет. 2, 1).

Сама архиерейская присяга, приносимая новопоставляемым епископом с обещанием блюсти все каноны и догматы Св. Кафолической Церкви, свидетельствует, что нарушитель их сам на себя произносит отлучение от Церкви, лишается благодати священства. "Аще же обещанное зде мною что преступлю, — клянется епископ, — или божественным правилом явлюся противен... тогда абие (тотчас) да лишен буду всего сана своего и власти, без всякаго извета и слова, и чужд явлюся дара небеснаго, при посвящении возложением рук даннаго мне Духом Святым, (п. 19)" (Цит. по: Никодим, еп. Далматинский. Правила Православной Церкви с толкованиями. Т. 1, Спб. 1911, с. 437).

Согласно всему этому, Восточные Патриархи в своем Окружном Послании Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви разсудили, что православная вера, "будучи уже вполне раскрыта и запечатлена, не допускает ни убавления, ни прибавления, ни другого какого либо изменения, и дерзающий или сделать, или советовать, или замышлять сие, уже отвергся веры Христовой, уже подвергся добровольно вечной анафеме за хулу на Духа Святого... И так, все замышляющие новизну — ересь или раскол, — добровольно облеклись, по словам псалмопевца (Пс. 108, 17) в клятву, яко в ризу, хотя бы то были папы, или патриархи, или клирики, или миряне; пусть даже будет это Ангел с неба, и он анафема да будет, аще благовестит вам паче, еже приясте"

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
consensus
Mar. 23rd, 2016 10:32 am (UTC)
о Церковном суде
Церковный суд – не гильотина, а лишь констатация факта духовной смерти в предостережение самому погибающему и другим. По изречению преп. Максима ("Бог всяческих объявил кафолической Церковью правое и спасительное исповедание веры в Него."), содержание кафолической веры и является критерием принадлежности и Церкви, каковое и устанавливается (положительно или отрицательно) церковным судом.

Для примера: "Определение Святейшего Синода с посланием верным чадам Православной Греко-Российской Церкви" от 22 февраля 1901 г., объясняющее смысл анафемы Л.Н.Толстому: "Все сие (т.е. свои еретические учения) проповедует граф Толстой и тем... отторг себя сам от всякого общения с Церковью православной... Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Ныне о сем свидетельствуем пред всею Церковию к утверждению правостоящих и к вразумлению заблуждающихся, особливо же к новому вразумлению самого графа Толстого. Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние".

Также и св. Николай Японский в своем дневнике писал, что "Церковь являет свою любовь и тем, кто отходит от нее с ожесточением во внешнюю тьму. Им вслед возглашает она анафему, надеясь на то, что они опомнятся, устрашившись отлучения – не от человеческого сообщества, а от Грядущего Царства Славы".

Также 15 Правило Двукратного Собора называет еще неосужденных еретиков "лжеепископами", утверждая тем самым их внецерковность и полную безблагодатность, ибо лжеепископы являющиеся еретиками не могут иметь даров Святого Духа и Его Действия в Таинствах.
livejournal
Mar. 23rd, 2016 03:00 pm (UTC)
ЦЕРКОВЬ О САМООСУЖДЕНИИ ЕРЕТИКОВ - I
Пользователь kenigman сослался на вашу запись в своей записи «ЦЕРКОВЬ О САМООСУЖДЕНИИ ЕРЕТИКОВ - I » в контексте: [...] благовестит вам паче, еже приясте" Оригинал взят у в ЦЕРКОВЬ О САМООСУЖДЕНИИ ЕРЕТИКОВ - I [...]
livejournal
May. 6th, 2016 05:03 pm (UTC)
ЦЕРКОВЬ О САМООСУЖДЕНИИ ЕРЕТИКОВ - I
Пользователь heartym сослался на вашу запись в своей записи «ЦЕРКОВЬ О САМООСУЖДЕНИИ ЕРЕТИКОВ - I » в контексте: [...] Оригинал взят у в ЦЕРКОВЬ О САМООСУЖДЕНИИ ЕРЕТИКОВ - I [...]
consensus
Jul. 26th, 2016 02:46 pm (UTC)
О самоосуждении еретиков. дополнение.
Святитель Феофан Полтавский: "Особенно ужасно падение епископов, когда они отпадают от догматов веры или, как выражается Апостол, когда они хотят "превратить благовествование Христово" (Гал.1,7).Таковым повелевает Апостол изречь анафему: "Кто благовествует вам не то, что вы приняли – говорит он, – да будет анафема" (Гал.1,9). И медлить здесь не нужно, продолжает он: "Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден" (Тит.3,10-11). Иначе, то есть за равнодушие к отступлению от истины, тебя может постигнуть суд Божий: "Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Откр.3,16).

Свт. Василий Великий о том же говорит в следующих выражениях: "Церковные уставы обличенных в тяжких грехопадениях отлучают от прочего тела – "малая закваска квасит все тесто" (1Кор.5,6). Посему, согласно с волею Благого Бога – отнимать беззаконных от народа... А сколь вредно не отделять беззаконных от общения со святыми членами Христовыми, сие выразил Апостол, укоряя Коринфян за то, что они не плакали, "дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело" (1Кор.5,2).

Еретики не только "видимым действием церковной власти", но и "невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от Тела Церкви", – гласит Пространный Христианский Катихизис. Ибо еретика от Церкви отлучает сама проповедуемая им ересь, а церковная власть (например, Собор) лишь видимо подтверждает уже совершившийся над еретиком суд Божий. "Аще рекут кому правила "да извержется", – говорит в своем поучении к священному чину Московский Патриарх Иосиф, – таковый и есть да извержен, хотя бы и не было над ним формального суда церковного". А новосвященномученик епископ Марк (Новоселов) свидетельствует: "Вера Церкви противится такой-то или такой-то ереси не потому, что эта ересь осуждена таким-то или таким-то Вселенским Собором, а как раз наоборот: такой-то Вселенский Собор осудил такую-то ересь потому, что она противится вере Церкви".

Согласно Священному Писанию и святоотеческому учению, еретик "самоосужден" (Тит.3,11), "уже осужден" (Ин.3,18); еретики навлекают "сами на себя скорую погибель" (2Пет.2,1), "сами себя отлучили от Церкви" (преп. Максим Исповедник). Святые Отцы говорят: "Кто мудрствует иначе, чем она [Церковь] научает, тот сам себя предал анафеме" (прпп. Варсонуфий и Иоанн). Дерзающий искажать или переменять православное исповедание "уже отвергся веры Христовой, уже подвергся добровольно вечной анафеме за хулу на Духа Святого" (Окружное Посл. Вост. Патр. 1848 г.). Наконец, еп. Феофан Затворник подробно объясняет это: "Еретик, упорно стоящий в ереси, отселе уже сам себя приговаривает к сему лишению царствия, – не приговаривая приговаривает самым действием упорства в ереси".

Edited at 2016-07-26 03:03 pm (UTC)
consensus
Jul. 26th, 2016 03:05 pm (UTC)
То общество христианское, в котором появляется ересь, т.е. когда оно уже вполне заражено ею, тотчас отпадает от Церкви. "Подлинно, как скоро введена ересь, – пишет преп. Феодор Студит, – то отлетел Ангел хранитель тех мест, по словам Василия Великого (письмо 230), и такой храм стал обыкновенным домом",– т.е. лишился спасительной благодати св. Таинств. Ибо принятие спасительной благодати вне веры истинной невозможно (Еф.2,8; Гал.3,14).
( 5 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek