?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

IV. Календарная реформа

Ослепленные гордыней латиняне стремились утвердить мнение, что римский католицизм восстановил истину. Находчивые папские богословы тут же приняли формулировку принципа supplet Ecclesia (восполняет Церковь) [27] и приступили к реформации календаря.

Для начала им надо было убедить народ в том, что римская церковь не враг науки, а такое мнение уже сложилось из-за частых жестоких смертных казней, которым подвергались ученые. Желая убедить народ, что католическая церковь – верный источник всех наук, 24 февраля (по юлианскому календарю) 1582 года папа Григорий XIII ввел новое счисление времени. Он объявил, что Церковь уклонилась от правильного толкования Соборного постановления относительно празднования дня святой Пасхи и стала вычислять ее по изначально неточному юлианскому календарю, что, конечно же, неверно.

(принятие нового стиля папой Григорием XIII в 1582 г.)
8086.600x450

Вот так, дорогой о Господе брат, и появился новый календарь и новая римская пасхалия. Всем известно, что начало так называемой александрийской пасхалии относится не к периоду Никейского Собора, а к апостольскому веку. Об этом имеем свидетельство в правилах святых Апостолов. Так 7-е правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, да будет извержен от священного чина». А в 37-м правиле, говоря о необходимости   епископам собираться дважды в год, Апостолы устанавливают сроки: «В первый раз, в четвертую неделю пятидесятницы; а во второй – октября во двенадцатый день». Из этого следует, что церковный богослужебный круг существовал уже тогда, в первом веке, а «четвертая неделя пятидесятницы» относится именно к апостольской пасхалии.

Даже Земля склоняется перед Солнцем, имея ось свою согбенной по закону, установленному Богом. Католики же, утратив смирение перед Церковными канонами, отпали от всесовершеннейшего и неизменного учения Солнца Правды Христа.

Это нововведение папы Григория XIII нарушило богослужебный литургический ход времени, так как была искажена последовательность литургических событий – распятия и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа (14 нисана).

В юлианском солнечно-лунном календаре равноденствие вычислялось не по Солнцу, а по Луне. Астрономы Юлия Цезаря, зная, что солнечный и лунный год различны по времени, прекрасно симфонизировали их. Видимое смещение равноденствия в солнечном счислении восполняется в лунном 19-летнем цикле.  

С астрономической точки зрения григорианский календарь оказался жалким подобием юлианского. Стремление латинян сделать равноденствие неподвижным приводит к изъятию трех дней каждые 400 лет, что во всем нарушает астрономический цикл. Ведь Солнце, Луна, звезды и галактики продолжают свое движение, не останавливаясь на трехдневный отдых, поэтому юлианский календарь совершает свое счисление в полном согласии со вселенной, а григорианский, выбрасывая дни, все более удаляется от истинного времени.

С канонической точки зрения латинский календарь стал еще одним новшеством, повреждающим неприкосновенный церковный строй.

(не орлецы украшали папский престол)
157_html_m95771b3Поэтому в том же 1582 году Вселенский Синод во главе с Патриархом Константинопольским Иеремией II строго осудил новое римское счисление, как произведение папства, нарушающее священное Предание Церкви. А в следующем году Патриарх Иеремия II созвал Поместный Собор, на котором, при участии Патриархов Александрийского Сильвестра и Иерусалимского Софрония VI, а также многих других православных митрополитов и епископов григорианский календарь и новая римская пасхалия были анафематствованы.

Тебе, брат, известно, что об определении Первого Вселенского Собора относительно празднования Пасхи упоминается в 1-м правиле Антиохийского Собора, также запрещающем праздновать Пасху в один день с иудеями [28]. «И не токмо таковых Собор отрешает от священнослужения, – говорится в правиле, – но и всех, дерзающих быти в общении с ними…» А 7-е Апостольское правило гласит: «Аще кто, епископ или пресвитер, или диакон, святый День Пасхи прежде весеннего равноденствия праздновати будет, да будет извержен из священного чина».

Празднование Пасхи Христовой одновременно с иудеями древними святыми Отцами строго возбранялось, потому что данное время для православного христианина сопряжено с воспоминанием Страданий Христа, и радость в этот день неуместна. Патриарх Александрийский Петр (†311) говорит: «Когда Он [Христос] произнес слова: приимите, ядите и пийте, то не вкушал агнца, но Сам пострадал как истинный Агнец в праздник [иудейской] пасхи» [29]. Наша же Пасха – великая радость Воскресения Христова и, следовательно, она не должна праздноваться ни ранее иудейской, ни вместе с нею.

Католики же, перейдя на новый календарь, стали праздновать Пасху часто одновременно с иудеями, а иногда и раньше их, что является явным нарушением хода Евангельской истории и церковных канонов.

Не желая принимать во внимание канонические подтверждения верности александрийской пасхалии, они не вразумляются даже тем мистическим явлением, которое бывает ежегодно в виде чуда схождения Благодатного Огня в день Святой Пасхи на Гробе Господнем. Это чудо происходит вот уже две тысячи лет именно в день празднования православной Пасхи по юлианскому календарю. Разве это не явное знамение истинности александрийской пасхалии?

В Соборном послании от 20 ноября 1583 года сказано: «Так как опять церковь старого Рима, как бы радуясь тщеславию своих астрономов, неосмотрительно изменила прекрасные постановления о священной Пасхе, совершаемой христианами всей земли и празднуемой как определено, – сего ради становится причиною соблазнов… Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали Семь святых Вселенских Соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям святых Соборов и хочет их изменить и ослабить – да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных. Вы же, православные и благочестивые христиане, пребывайте в том, в чем научились, в чем родились и воспитались, и когда вызовет необходимость и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание. Хранитесь и будьте внимательны от сих, дабы и Господь наш Иисус Христос помог вам, и молитвы нашей мерности будут со всеми вами. Аминь».

Как видно из послания, Собор анафематствовал не только изменивших пасхалию, но и месяцеслов, так как они изначально считались Церковью нераздельными.

Вскоре после этого Александрийский Патриарх Сильвестр (1566-1590) в Окружном Послании Православным христианам Западной Европы писал:

«Римское стильное нововведение причинило много зол. Ибо оно произвело волнение в Церкви, смущение в народах, насмешку над [святыми] Отцами, презорство в детях и заблуждение, близкое к иудейству. Римляне говорят, что дело идет не о вере, следовательно, нововведение безопасно. О, жестокосердые сыны человеческие!... Малое не мало, по Василию Великому, когда оно причиняет великий вред. А малость ли возмутить Церковь, превозноситься пред [святыми] Отцами и презирать Божественные повеления? Ибо Сам Бог заповедует: не прелагай предел вечных, яже положиша отцы твои (Притч. 22, 28)… Последуя Отцам и Вождям нашим Восточным и Западным, по справедливости предпочтем древнее новому, ибо суждено однажды Церковию Православною никакого вообще новшества не принимати и ни от чего древняго не отступати» [30].

«Ведь малое, когда оно приводит к великому, не есть малое, – говорит прп. Иоанн Дамаскин, – так как прибавочная черта, чтобы древле получившее силу предание Церкви было поколеблено – не мала, потому что осуждены прежние наши наставники...» [31].

Впоследствии латиняне, видя, что переход на римскую пасхалию для православных невозможен, стали склонять Константинопольского Патриарха Кирилла I к принятию нового римского календаря. Они знали, что приняв такую унию, православные попадут в зависимость от Запада, но Патриарх Кирилл напомнил иезуитам о том, что все, принявшие новую пасхалию и месяцеслов, находятся под анафемой.

Позднее Вселенский Патриарх Каллиник XI, совместно с Антиохийским Патриархом Афанасием (1686-1728) еще раз обратили внимание на то, что не только празднование Пасхи одновременно с иудеями, но и отступление от установлений Православной Церкви о постах есть измена Православию и уклонение от святоотеческих заветов. Так, в случае принятия римского счисления, при условии сохранения александрийской пасхалии, Петров Пост (в те годы, когда Пасха празднуется от 20 до 25 апреля) упраздняется, что является прямым нарушением священного Предания Церкви, так как об этом посте упоминается в Апостольских постановлениях: «После пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь» [32].

«Поэтому всякий истинный христианин должен быть тверд в установлениях Православной Церкви, – гласит Окружное послание, – и обязан праздновать Пасху и соединенные с нею праздничные дни и Церковныя времена применительно к практике Православного Востока, а не инославного Запада, чуждого нам по вере» [33].

В 1756 году Вселенский Патриарх Кирилл V в Окружном Послании о новостильниках говорит:

«Иерей ли, мирянин ли, то да будет отлучен от Бога, проклят, и по смерти да не растлеется и пребудет в вечных муках... Да наследуют таковые проказу Гиезия и удавление Иуды, да будут на земле, как Каин, иже стеня и трясыйся, и гнев Божий да будет на главе их и участь их будет с предателем Иудою и с богоборцами иудеями... Ангел Божий да преследует их мечом во вся дни жизни их и да подлежат они всем проклятиям Патриархов и Соборов, под вечным отлучением и в муках огня вечного. Аминь. Да будет!»

В 1827 году католические ученые снова обратились к Вселенскому Патриарху Агафангелу, убеждая его в необходимости принять григорианский календарь якобы по астрономическим причинам, но тот решительно отклонил их предложение.

А в 1848 году Вселенский Патриарх Анфим VI вместе с Патриархами Александрийским Иерофеем, Антиохийским Мефодием и Иерусалимским Кириллом в Окружном послании от имени Единой Кафолической и Апостольской Церкви еще раз напомнили папистам об их отступлении в ересь с принятием григорианского календаря:

«У нас ни Патриархи, ни Соборы никогда не могли внести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое Тело Церкви, то есть народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцов его... Да держим исповедание, какое приняли от таковых мужей – святых Отец, да отвращаемся всякого новшества как диавольского внушения, на что, если бы кто дерзнул или делом, или словом, или помышлением, таковый отрекся уже веры Христовой, уже добровольно подвергся вечной анафеме за хулу на Духа Святаго, якобы несовершенно глаголавшего в Священном Писании и во Вселенских Соборах. Итак, все новшествующие: еретики ли то, или раскольники, добровольно облекошеся в клятву, яко в ризу (Пс. 118, 18), хотя бы то были папы, хотя бы Патриархи, хотя бы миряне, аще бы и Ангел с Небесе – анафема ему» [34].

Ты помнишь, брат, иеромонаха, который был на праздник Преображения на горе Фавор, и рассказывал что, ежегодно, именно в этот день по юлианскому календарю опускается на гору светлое облако, как бы напоминая об облаке в котором явились некогда Илия и Моисей? Это чудо также свидетельствует о верности нашего богослужебного строя и обличает любой новый стиль.

V. О святости церковно-литургического времени

Католическое богословие мнит себя свободным от каких-либо обязательных правил. По мнению латинян, папа, будучи «божеством», свободен в выборе догматов и канонов и его выбор непогрешим.

На II ватиканском соборе католики высказали свое отношение к календарной реформе так: «Принимая во внимание различные системы, предлагаемые для выработки постоянного календаря и его введения в гражданском обществе, церковь не противится лишь тем из них, которые соблюдают и сохраняют семидневную неделю с воскресеньем, не вставляя никаких дополнительных дней, кроме этих семи, чтобы последовательность смены недель оставалась при этом в неприкосновенности. Отказаться от этого [римская] церковь может лишь в том случае, если появятся особо веские причины, суждение о которых предоставляется апостольскому престолу» [35].  

Как видишь, возлюбленный о Господе брат, латиняне готовы нарушить и семидневный порядок церковного богослужебного строя, если на то будет воля папы римского, и в действительности причины реформы календаря не астрономические – цель нововведения заключается в утверждении неограниченности папской власти.

Некоторые говорят, что новый стиль не догматическое нарушение и, следовательно, не опасное, а защитников старого стиля обвиняют чуть ли не в старообрядчестве. Такое мнение глубоко ошибочно.

Перешедшие на новый стиль, хотя и не утверждают, что Церковь не свята, и говорят, что считают ее непогрешимой, но на деле представляют как бы погрешившей. Ведь утверждение того, что святые Отцы ошиблись в составлении пасхалии и есть обвинение Церкви. Признав мнение безбожной науки верным, а литургический календарь, принятый святыми Отцами, ошибочным, новстильники представляют Церковь как бы слепой на протяжении 17-ти веков, а следовательно подвергают сомнению ее святость и расшатывают непоколебимое основание Православной Веры. Церковь, празднуя все это время Пасху и, совершая богослужения по юлианскому календарю, сохраняла таким образом литургическую последовательность событий и обвинять ее в ошибочности – явная хула на Духа Святаго, пребывающего в ней.

Как мусульмане, хотя и признают Евангелие, считая его посланным от Бога (Коран, сура 5: 50), однако не исповедуют его и не живут по заповедям Христовым, так и новостильники, хотя и называют себя православными, но нарушают догматическое учение о Церкви, о ее непогрешимости, за что и осуждены как еретики на Поместных Соборах.

В этом вопросе мы должны либо согласиться с Соборными постановлениями, осуждающими новый стиль и отлучающими последователей его от собрания верных, либо признать, что Православная Церковь с XVI века находилась в крайнем заблуждении, анафематствуя новый месяцеслов и пасхалию, что безусловно и есть нарушение догмата о святости Церкви.

Анафема нового стиля ни в коей мере не может считаться превозношением над принявшими его и желанием разрушить Церковное единство. Напротив, календарное нововведение – превозношение над Соборными постановлениями и оно отлучает новостильников от Церкви. Любовь к единству в истине, заповеданная нам Христом, призывает нас свидетельстовать об истине, за которую пострадали мученики. Да храним истину, дорогой о Господе брат, невзирая ни на какие авторитетные мнения так называемых богословов. Если какое-либо мнение расходится с учением Церкви, то его надо признать еретическим.   

Известный византийский толкователь канонов Иоанн Зонара (XII в.), ссылаясь на первое правило святителя Василия Великого, говорит: «Еретики суть все, мыслящие несогласно с Православною верою, хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлучены от Церкви, хотя бы древних, хотя бы новых ересей держались» [36]. В толковании на это же правило Далматинско-Истрийский епископ Никодим (Милаш) поясняет: «… чтобы данное лицо считалось еретиком, достаточно, чтобы оно погрешало хотя бы и в одном догмате, и в силу этого оно уже есть еретик… Вообще, по каноническому учению православной Церкви, кто не православный, тот еретик [37]. А православный это не тот, кто себя таковым считает, а тот, кто правильно исповедует и хранит неизменно веру, переданную нам Апостолами.

«Совершая богослужение по чину, который ведет начало от лет древних и соблюдается по всей Православной Церкви, – писал святитель Тихон, Патриарх Московский, – мы имеем единение с Церковью всех времен и живем жизнью всей Церкви. При таком отношении... [да] пребудет неизменным великое и спасительное единение основ и Преданий Церковных. Божественная красота нашего истинно-назидательного в своем содержании и благодатно-действенного церковного богослужения, как оно создано веками Апостольской верности, молитвенного горения, подвижнического труда и святоотеческой мудрости и запечатлено Церковью в чинопоследованиях, правилах, уставе, должна сохраниться в святой Православной Русской Церкви неприкосновенно, как величайшее и священнейшее ее достояние...» [38]

Долготерпение Божие к еретикам бывает ради одной покаявшейся души, которая дороже всего мира. Да дарует им Господь покаяние и возвращение к истинному богоустановленному литургическому времени. Ибо отказ от него разрушает соборное сознание народа и данный нам Господом истинный смысл вечного времени.

Молюсь о том, чтобы Господь даровал прозрение заблудшим, а всех верных укрепил в истине. Хотя и недостоин я просить чего-либо, но надеясь на великое милосердие Божие ко мне грешному, прошу твоих молитв. Да помилует нас Христос Господь."

из книги "Старый стиль лучше новых двух." М:2004, с.281-313.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Из писем к иноку С.

2. Синтагма Властаря, II, 7 (Алф. Синтагма, VI, 404-428). Beveregii, Annotat. in h. can. (pag. 19). Подробно о праздновании Пасхи см. J. Ch. W. Augusti, Denkwurdigkeiten aus der christl. Archaologie. (leipzig, 1817), II, 3.

3. Керинф – еретик, живший в апостольский век.

4. Евсевий Кесарийский. Церковная История. М: 1994, кн. 3, гл. 28.

5. Календарь – от лат. Calendarium, – долговая книга, произошло от слова календы. Так называли древние римляне первый день каждого месяца, в который должники платили налоги. Впоследствии календарем была названа система счисления продолжительных промежутков времени.

6. См. Stoeffler, «Calendarium romanum magnum». 1515.

7. Постоянной величиной астрономия признавала только звездный год, но и это понятие является весьма относительным, ибо вся материя подвержена разрушению и, следовательно, непостоянна.

8. Существуют также Анамалистический год, появившийся в астрономии не так давно, и Великий (Платонический) год, продолжительность которого 26000 лет.

9. Лунный год бывает обыкновеный, продолжительностью 353, 354 или 355 дней, или эмболисмический, продолжительностью в 383, 384 или 385 дней. В такой год вставляется месяц, повторяющий шестой месяц года (адар); он носит название второго адара (веадар).  

10. Х. З. Слонимский. «Iесоде-гоибуръ» Варшава: 1852.

11. Blondel, «Histoire du calendrier Romain». 1699.

12. Prinsep. «Useful Tables» («Essays on Ind. antiquities», Л., 1858).

13. По свидетельству Макробия, римляне не разделяли конец десятого месяца и начало весны, а ждали ее начала, чтобы снова вести счет по месяцам. Unger, «Der Gang des altrom. Kalenders». Мюнхен: 1888.

14. Ни один календарь не может быть абсолютно точным, потому что «тропический год [который лежит в основе всех нынешних календарей] в настоящее время непрерывно уменьшается. Так что ныне он на 12 сек. короче, чем 2000 лет тому назад» См. Энц. сл. Брок. на слово «Год», с. 35.

15. Блж. Иероним Стридонский. Письмо к папе Феофилу № 59. Творения. Киев: 1901, с. 534.

16. Les Elemens de l'histoire par M. l' Adde de Vallemont T. III a Paris 1729 v. pag. 295.

17. Dictionaire Universel Dogmatique, Canonique, Historique, Geographique et Chronologique des Sciences Ecclesiastiques a Paris 1760 v. Leon.

18. Берегитесь псов. Фил. 3, 2.

19. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их (2 Кор. 11, 15). «Христос пришел не для того, чтобы видящие сделались слепыми,- говорит святитель Иоанн Златоуст, – а с противоположною целию... Да искуснии явлени бывают, выражая, что они и прежде были такими, но смешивались с другими... А теперь смятение и несогласие сделали их известными, подобно как буря делает известным кормчего». (Творения. СПб. 1904, т. X , c, 269).

20. Так встречали еретиков в Константинополе. Зная, что любая ересь имеет свойство распространяться, правители строго следили, чтобы в городе не было еретиков.   

21. Kuhn, Luther, sa vie et son oeuvre, 1883, I, 193-194, 126.

22. Michelet, Memoires de Luther, 1837, I, 78.

23. Kuhn, Luther, sa vie et son oeuvre, 1883, I, 453.

24. По Божественному учению Церковь непогрешима и не могла утратить истину. Я создам Церковь Мою, – говорит Господь, – и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).

25. Kuhn, Luther, sa vie et son oeuvre, 1883, II, 94.

26. Это еретическое мнение легло в основу нынешнего экуменизма, считающего, что Церковь утратила истину, разделившись на конфессии.

27. В каноническом праве латинян говорится: «...в случае ошибки или сомнения ничто не препятствует применению принципа supplet Ecclesia (восполняет Церковь)», как это прямо утверждается их каноном 144 § 2.

28. Имеется в виду 14 нисана – полнолуние (по еврейскому календарю).

29. V. Edit, a Carolo du Fresne et du Cange pag. 5.

30. Александрийский Томос. (1584 г.). СПб: 1904.

31. Прп. Иоанн Дамаскин. Три слова об иконах. Первое защитительное слово против порицающих святые иконы. М: 1995, гл. II.  

32. Кн. 5, гл. 19.

33. «Церковные ведомости». М: 1906, № 13, с. 685.

34. Послание Восточных Патриархов, 1848.

35. Документы II ватиканского собора. Паолине: 1998, Sacrosanctum Consilium, с. 51.

36. Толкование 6-го правила II Вселенского Собора. Афинская Синтагма, II, с. 182.

37. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. СПб: 1912, т. II, с. 370.

38. Послание № 1575. «О недопустимости нововведений в церковно-богослужебной практике».  

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek