?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

I. Бог и время

Знание о порядке празднования Пасхи и месяцеслове не столько имеет нужды в человеческом разумении, сколько в соблюдении его как Божественного Откровения – Священного Предания, утвержденного Никейским Вселенском Собором [2]. Солнце, излучающее свет и тепло, напоминает нам о том, что Бог сотворил его для знамений, и времен, дней, и годов (Быт. 1, 14), что Он положил во власти своей времена и сроки для всего сотворенного Им под небом. Не сокрыто от нас и то, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Петр. 3, 8.), из чего познаем, что Всемогущество Божие не имеет нужды во времени и его счислении, и Бог не подвластен никаким периодам и срокам. Нуждаемся же в счислении дней и годов мы, грешные люди, живущие на земле.

В Священном Писании говорится, что Бог установил нам предопределенные времена и пределы селения нашего (Ср.: Деян. 17, 26), чтобы мы искали Его и познавали немощь свою, исполняя все, заповеданное нам, в покаянии, чтобы внимали учению Церкви, которая, принимая Свет Христовой истины, производит плод – благодатный мир в душах верных.

Комментарий: М. Властарь в своей «Алфавитной Синтагме» пишет: «Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в Апостольском правиле, а два ведут начало из неписанного Предания. Первое – мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия , второе – не праздновать ее вместе с иудеями в один день; третье – не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия и четвертое – после полнолуния не иначе как в первый день седмицы. Это решение Никейского Собора стало обязательным для всей Церкви, и им руководствуется и теперь наша Церковь».

Но, поскольку появились некоторые, лукаво отвергающие истину, имеющие вид благочестия, на деле же отвергшиеся его (2 Тим. 3, 5), которые, подчиняясь духу времени, стараются хитростию ввести новшества в уставы Церкви, то рассудилось нам, по тщательном исследовании сего, описать тебе, достопочтенный брат, что заповедано Духом Святым чрез Апостолов и установлено в Церкви вот уже две тысячи лет, чтобы не усомнился ты и кто-либо еще из верных и не посчитал юлианский месяцеслов за маловажный и незначительный, и чрез то не представил бы веру Православную, как бы она была слепа все это время.

Видел ли ты когда-нибудь, чтобы после зимы вдруг наступила осень или после осени – лето? Чтобы солнце восходило вечером? Всему свой порядок и всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное (Еккл. 3, 1-3). Бог установил времена праздничного веселья и плача по усопшим, Он даровал человеку годы юности и дни старости. Господь заповедал в седьмый день оставлять труды свои и посвещать его молитве.

Комментарий: Свт. Афанасий Великий писал: «Бог, Который в начале учредил для нас праздник [Пасхи] и соизволил даровать нам ежегодное его совершение, – Он определил и жертву Сына Своего для [нашего] искупления и, как основание этого священного празднества, дал нам Того, о Котором каждый год возвещает, Который всегда прославляется в этот час». (Творения, т. III. 5-е Праздничное Послание).

Помнишь ли ты из Церковной истории, возлюбленный брат, как святые Отцы бережно хранили учение Церкви, переданное им Апостолами? Как ревностно защищали они догматы на Вселенских Соборах, наблюдая за тем, чтобы никто не нарушал установленного Богом порядка и не вводил новых обычаев? Подобает же и нам, взирая на их ревностную любовь к Богу, не угашать этот дух верности Христу, удерживающий пришествие отступления (2 Фес. 2, 3) и воцарение человека греха, сына погибели, но подвизаться за веру, однажды преданную святым (Иуд. 1, 3).

Неужели Церкви необходимо приспосабливаться к миру? Кто из святых учил так? Напротив, Апостол говорит, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 4).

Поэтому, брат, святые и блаженные Отцы наши из любви к Богу и ближним как омертвевшую часть тела отсекали всех, возлюбивших мир и восставших на Бога учениями еретическими. Они, имея страх Божий, уклонялись даже от встреч с ертиками. «Святой апостол любви евангелист Иоанн [Богослов] пришел однажды помыться в баню, но, узнав, что тут же находится и Керинф [3], вскочил с места и выбежал вон. Не мог он оставаться под одной с ним кровлей. И спутников уговаривал поступить так же: "Бежим, как бы не обрушилась баня, там ведь находится враг истины Керинф"» [4].

Любящая мать оберегает детей своих от опасной болезни. Разве не удержит она от общения с заразными больными младенца? Достойна похвалы благоразумная родительница, оградившая от опасной заразы неокрепшее дитя.

Напротив, не окажется ли виновницею смерти чада своего та мать, которая дозволит общение младенца с детьми, больными чумой? Поистине таковая достойна укоризны и наказания за свою неразумную безпечность.

Но гораздо страшнее чумы – ересь, которая ввергает и душу, и тело в геенну огненную. Она остается с горделивой душой богоотступника навеки и мучает его, низводя на самое дно ада. Разве не сожалеем мы о таких несчастных? Разве не желаем вернуть их на путь покаяния и послушания Матери-Церкви? Для исцеления таковых Бог дал лекарство, которое называется анафемой.

Анафематствуя уклонившихся от истины, святые Отцы оберегали неокрепшие души от еретического мнения и указывали отступившим на их заблуждение, побуждая оставить ересь и возвратиться к истинному учению Церкви Христовой.

Как телесная боль указывает место, где расположена внутренняя язва, так и Церковная анафема болезненна для имеющих еретическое воспаление. Анафема обнаруживает духовную смертоносную рану, которой необходимо безотлагательное лечение, потому что всякая ересь, всегда имея своим отцом диавола, постепенно укрепляется и бывает подобна непреметному вначале недугу, с течением времени перерастающему в смертельную болезнь, лечение которой на первых порах проходит успешно, но если кто помедлит, то подвергает себя неминуемой смерти. Так и еретическое заблуждение легче исправляется в самом начале.

II. Календарь

Наблюдения древних за порядком во вселенной, периодичностью времен года, а также необходимость ведения летописных хронологий побудили людей соблюдать счисление времени.

Помнишь, брат, как Писание говорит нам о вавилонском рассеянии? Когда люди поселились в земле Сеннаар, то, сказав друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем (Быт. 11, 3), они принялись строить себе город и башню высокую до небес и, побуждаемые горделивым желанием, положили множество трудов.

Строительство само по себе – это хорошее дело, но не всегда оно имеет доброе предназначение. Роскошный дворец для греховных развлечений Бог отвергает, предпочитая ему ветхую хижину для ночлега странников. Так и строительство вавилонской башни, хотя по видимому было направлено к небу, но горделивая цель его была не богоугодна, поэтому труды их оказались напрасными. И рассеял их Господь оттуда по всей земле (Быт. 11, 8), и отделил одних от других за то, что отступили они от повелений Божиих. Так у каждого народа появился свой язык, свой быт и свой календарь [5].

Думаю, тебе известно, брат мой, что основанием любого календаря является год [6] – промежуток времени, в течение которого Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. Но так как на Земной орбите существует несколько точек, которые ученые считали началом года, и точки эти не остаются неподвижными по причине внешнего воздействия на них, то определить точную продолжительность года оказалось невозможным [7], поэтому в разных календарях она была неодинаковой. Отсюда и произошли не прекращающиеся по сей день календарные разногласия.

Деление всех небесных светил на Солнце, Луну и звезды породило три календарные системы, состоящие из солнечного, лунного и звездного годов [8].

Древневавилонский (еврейский) календарь определял год по Луне, периодичность вращения которой вокруг Земли составляла двенадцать лунных месяцев. Предполагают, что лунный год состоит из 354 суток [9].

У древних египтян, поскольку их языческий культ и земледелие были неразрывно связаны с Солнцем, календарь был солнечным. Год в нем насчитывал 365 дней и состоял из двенадцати месяцев по 30 дней, а также пяти дополнительных дней [10].

В индусском календаре был звездный год в 365 дней, 6 часов, 12 минут и 36 секунд. Он также имел двенадцать месяцев, соответствующих знакам зодиака и не равных между собою [11].    

Впоследствии стали появляться и смешанные календарные системы. Так, в древней Греции существовала сложная система времясчисления, которая имела около 400 названий месяцев, что приводило к путанице во времени в разных местах Эллады. Математик Аристоксен (354-300 гг. до Р.Х.) писал: «Десятый месяц у коринфян – это пятый у афинян и восьмой у кого-нибудь еще».  

В Древнем Риме был лунно-солнечный календарь. Считают, что в основе его был год (ромула), состоящий из десяти неопределенных месяцев [12]. Количество условных дней этого года равнялось 304.

Все это побудило начать разработку календаря, который учитывал бы все три величины – лунный, солнечный и звездный годы и был прост в обращении [13]. Незадолго до пришествия на землю Христа (в 46 году до Р.Х.) римский император Юлий Цезарь поручил александрийскому астроному Созигену разработать такой календарь. Созиген взял за основу четырехгодичный цикл, по которому мы живем и поныне. Три года в этом цикле имеют 365 дней, а четвертый, високосный, – 366 дней. Простота юлианского календаря оказалась настолько гениальной [14], что когда работа над ним была окончена, император Юлий Цезарь воскликнул: «Сей календарь не будет превзойден во веки».

Церковная история свидетельствует, что после пришествия на землю Христа юлианское летосчисление вошло в христианский литургический календарь, ставший как бы символом триединства Божественного времени; он освящен, и утвержден многовековой церковной богослужебной практикой.

III. Предпосылки григорианской реформы

Католицизму свойственно давать четкие определения тому, что по природе своей не постижимо человеческим умом. Это принесло немало вреда. История свидетельствует, что для католицизма характерны также свободомыслие и стремление «служить миру», который, по слову Апостола, весь во зле лежит (1 Ин. 5, 19). Блаженный Иероним в письме к папе римскому Феофилу писал: «То, что ты высказываешь большое терпение в отношении к нечестивой ереси [оригенистов] и думаешь исправить еретиков своею кротостью, пока они находятся в недрах церковных, не нравится многим святым. Берегись, чтобы пока будешь ждать покаяния немногих, ты не дал пищи дерзости развратителей, и чтобы крамола не сделалась более упорною» [15].

Уже в IX веке, вопреки решению Вселенских Соборов, католики прибавили к Символу Веры «и от Сына» (filioque), возведя тем самым догматическую хулу на Святаго Духа и умалив Его Божественное свойство до степени ангельского.

В 809 году испанские епископы направили к папе Льву III триста послов с тем, чтобы он дозволил им сделать прибавление к Никейскому Символу Веры – в том месте, где поется: «И в Духа Святаго, Господа Животворящего, иже от Отца исходящего», добавить: «И от Сына». Папа не удовлетворил их просьбу и, как свидетельствуют сами же католики, «не хотел, чтобы было какое-либо нововведение» [16].

Это была ересь, которая стала быстро распространяться и утвердилась среди испанских епископов, имевших влияние на папу Льва III. Он уступил и повелел поставить в церкви Св. Петра «две серебряные доски, на одной из них Никейский Символ был написан по-латыни [с прибавлением "и от Сына"], на другой – по-гречески, без этого прибавления» («deux tables d' argent, sur une des quelles le Symbole de Nicee etait ecrit en Latin et sur l'autre en Grec sans cette addinion») [17].

Об этом говорят сами католики. Но ты скажешь, что им нет доверия, и совершенно справедливо. Ведь за то время, как они отделились от истинной Церкви, в их богословие проникло множество фальсификаций и приписок.

Но в данном случае, если допустить, что события развивались именно так, из них могут извлечь хороший урок те, кто допускает возможность икономии в вопросах веры.

Что сделал епископ Рима? Он, якобы «по любви», уступил еретикам. И вот во что обернулась его «любовь»: множество людей отпало от единства Церкви и наследовало геенну огненную.

О, горе! Не станут ли они проклинать папу на Страшном Суде за оказанное им человекоугодие? Как некогда Пилат уступил иудеям, ради мнимого согласия, так и папа Лев III уступил испанским еретикам и согрешил против истины.

Великий апостол языков и духоносный меч для всякого еретического измышления Павел показал нам образ истинной Божественной любви. Когда в посланиях своих он говорил о еретиках, то, обличая их, называл то псами [18], то служителями диавола [19]. И делал он это по великой своей любви. И кто из верных скажет, что это не так? Ведь и Христос учил нас поступать так же, когда выгонял из храма продающих и покупающих.

Епископ Рима старался угодить еретикам, чтобы избежать разногласий и этим подверг падению весь Запад, а Павел со властию обличает отступников и спасает филиппийцев от смерти. Мало того, он приводит к покаянию и самих еретиков. Так кто же из них поступает по любви? Тот, кто уступает под благовидным предлогом или же тот, кто, отвергая, обретает?

Руководимая Святым Духом, Христова Церковь учредила в 864 году в Константинополе Собор, на котором четыре Патриарха и тысяча епископов осудили filioque и предали анафеме всех распространявших эту ересь латинян. И когда папские легаты направились в Константинополь, то на границе их остановили и потребовали прочитать Символ Веры. Но поскольку легаты отказались выполнить это требование, им и не дозволили войти в Константинополь [20]. Прождав сорок дней на границе, они вынуждены были вернуться в Рим.

Но, как известно, малая закваска заквашивает все тесто (Гал. 5, 9), и постепенно учение католиков все больше стало пополняться другими нововведениями. Вначале было принято правило поститься в субботу, вкушать Великим Постом яйца, затем в Таинство Евхаристии были введены опресноки. Так к одним новшествам прибавлялись другие, в результате католичество совсем отпало от Христа.

В 1014 году папой Венедиктом VIII filioque было официально утверждено и внесено в текст Символа Веры для пения на литургии. Увещания со стороны Восточной Церкви не увенчались успехом, и в 1054 году Константинопольский Патриарх Михаил Керулларий (1043-1058) созвал Собор, на котором отлучил католиков от общения и предал анафеме их еретические новшества.

«Мы не приимем вас в общение до тех пор, – писал латинянам святитель Григорий Палама (1296-1359), – пока вы будете говорить, что Дух Святый сходит и от Сына». Но латиняне и не нуждались в общении. Им нужна была власть, в которой они жаждали утвердиться.

В XVI веке на Западе началась широкая пропаганда неограниченной папской власти. Одной из главных статей доходов католической церкви того времени стали введенные Римом индульгенции.

Домицианский монах Иоганн Тецель, продавец индульгенций или, как их называли в народе, «нового евангелия», уверял, что «крест, которому папа [римский] сообщил силу благодати, равен тому, на котором был распят Спаситель», а сила отпущения грехов приобретаемой хартии такова, что прощает мгновенно даже того, «кто распял бы Христа» [21].

Страшное то было время, возлюбленный брат. Смута в народе, интриги в борьбе за власть среди католического духовенства – все это стало нормой для Запада. Папа Климент VII, предшественник Григория XIII, был настолько циничен, что его кощунственные речи у многих вызывали отвращение . Так однажды, когда кто-то упрекнул его в незаконном рождении (он был внебрачным сыном), тот с усмешкой сказал: «А Христос?» [22]     

Возмущенный поведением пап августинский монах, преподаватель Витенбергского университета Мартин Лютер, в 1517 году выставил против латинского верования 95 тезисов. Так возникло протестантство. Оно стало мгновенно распространяться среди народов Запада, и положение римской церкви оказалось не из легких. Германия и Швейцария полностью вышли из папского подчинения. Аппенинский полуостров пришел в бедственное состояние после войн императора Карла с Францисском I. «Каждый день мы слышим жалобы на римское иго, – писал друг Лютера Эразм Роттердамский, – мир томится такой жаждой Евангельской истины, почерпнутой в самом ее источнике, что если не открыть людям дверей, то они их выломают» [23].

Лютер считал, что окончательно упразднит католичество и от папства не останется ничего, кроме недоброй памяти народной. Но еще дальше уклонившийся от истины протестантизм лишь придал латинянам новые силы и подтолкнул к реформации, которая спасла католицизм от почти полного его исчезновения.

Тогда-то, в ходе борьбы между католиками и протестантами, возникло общее еретическое мнение, принятое обеими сторонами, которое заключалось в следующем:

1) Церковь утратила истину;

2) необходимо ее восстановить [24].

«Мы прекрасно знаем, какие злодейства совершались в течение многих веков на святейшем престоле, – говорил папа Адриан VI, – как все законы были нарушены им и как все они извращены. Это зло сообщилось от главы к членам – от папы к малейшим прелатам Церкви... Мы сделаем отныне все, чтобы реформировать Церковь» [25]

Так, брат, началась на Западе борьба за первенство в востановлении церковной «истины», которая продолжается и до сего дня [26].

Папа Григорий XIII пытался взять инициативу в свои руки ценой кровавой расправы над протестантами и повелел крестоносцам совершить нападение на мирных жителей гугенотов. В ночь, известную под именем Варфоломеевской, с благословения папы было убито более трех тысяч безоружных человек.

Мы не случайно остановились на этом событии, казалось бы не имеющем прямого отношения к вопросу о календаре, но напомним слова Спасителя, Который говорит: Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые (Мф. 7, 18). В ту ночь папа Григорий XIII принял окровавленную голову вождя гугенотов как символ победы католицизма и даже приказал по этому случаю изготовить медаль.

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek