?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Но вскоре произошло событие, которое стало переломным моментом в истории Истинно-Православной Старостильной Церкви Греции. В 1925 году в канун Воздвижения Животворящего Креста Спасителя нашего вокруг часовни старостильного монастыря святого апостола Иоанна Богослова в пригороде Афин собрались более двух тысяч истинно-православных верующих. Около одиннадцати вечера власти направили к церкви батальон полиции, «чтобы предупредить всякие беспорядки, могущие возникнуть при таком большом скоплении людей». Собравшихся было слишком много, чтобы полицейские могли предпринимать какие-либо открытые действия или арестовать священника, и поэтому они смешались с толпой богомольцев, уже переполнявшей церковный двор.17164 И тогда, независимо от истинных мотивов их присутствия там, против их собственной воли, но по Воле, превосходящей всякую человеческую власть, они стали причастниками Чуда Божия. В одиннадцать тридцать начал появляться в небе над церковью в северо-восточном направлении яркий сияющий Крест из света. Свет не только освещал церковь и верных, но в его лучах звезды на чистом безоблачном небе потускнели, и церковный двор был залит почти вещественным светом. Очертания самого Креста светились особенно ярко, и можно было ясно видеть, что это византийский Крест с наклонной перекладиной у основания. Это небесное чудо продолжалось полчаса, до полуночи, а затем Крест начал медленно подниматься вертикально, как это происходит с крестом, который держит в руках священник при совершении чина Воздвижения Креста в храме. Встав прямо, Крест стал постепенно исчезать. Вся толпа пала ниц на землю со слезами и начала петь песнопения, славя Бога едиными устами и единым сердцем. Среди тех, кто плакал, были и полицейские, внезапно открывшие в глубине своих сердец детскую веру. И толпа верующих, и батальон полиции превратились в единую овчарню верных. Все были охвачены священным исступлением. Бдение продолжалось до четырех часов утра, когда весь этот людской поток устремился назад в город, неся весть о чуде, от которого все трепетали и плакали.

Весть об этом небесном видении чрезвычайно быстро распространилась по всей Греции. Под ее воздействием множество новостильных христиан, сочувствовавших исповедникам православного календаря, но до сих пор не решавшихся официально отложиться от отступнической иерархии, перешли в лоно Истинно-Православной Церкви. В Великий Четверг 1926 года четыреста пятьдесят афонских иноков во главе с иеромонахом Арсением (Коттеасом) подписали воззвание против григорианского календаря и создали «Афонскую священную лигу отеческого календаря». В том же году лига объединилась с афинским «Греческим религиозным обществом истинно-православных христиан», возникшим на основе «Ассоциации православных». Архиепископ Хризостом, опираясь на революционный полицейский аппарат, развернул жестокое преследование старостильников. По всей Греции началось насильственное закрытие истинно-православных храмов и монастырей. Греческая Церковь вновь, как в эпоху османского ига, стала рождать в вечность новых мучеников и исповедников Православия. Но на сей раз мучителями и убийцами оказались уже не иноплеменные и иноверные турки, но единоплеменные и единоверные греки… В 1926 году церковному суду и изгнанию были подвергнуты четыре монахини монастыря святой Пелагии на острове Тинос. В селе Никитас в Халкидики полиция арестовала и заключила в тюрьму архимандрита Илариона (Узунопулоса). В ноябре 1927 года в селении Мандра в Аттике местные власти попытались арестовать священника. Прихожане встали на защиту своего пастыря, и в столкновении с полицией мученическую смерть приняла молодая женщина Екатерина Руттис. В Фессалониках по приказу новостильного митрополита был арестован священник Сергий Лиурас. Спустя восемь лет по его же указанию исповедник был схвачен повторно и избит полицейскими так, что через несколько дней скончался. Среди афонских исповедников прославились своей твердостью монах Аввакум и иеромонах Матфей (Карпадакис), в 1927 году основавший в Аттике после бывшего ему Божественного видения Богородицкий женский и Преображенский мужской монастыри. Ревнителями Православия показали себя праведный Николай, священник Афинский и преподобный Иероним, иеромонах Эгинский.

Первые десять лет своего существования Истинно-Православная Церковь Греции провела, не имея ни одного епископа. Хотя среди архиереев Элладской церкви и было немало сочувствовавших старостильникам, однако никто из них поначалу не осмелился открыто встать на защиту Священного Предания Церкви и отложиться от архиепископа Хризостома. В этих условиях большую духовную поддержку греческим истинно-православным христианам оказывала Сербская Церковь. Ее епископы, в частности, Николай (Велимирович), епископ Охридский, решительно выступали в защиту православного календаря. Греческие старостильные священники тайно получали из Сербии святое мvро и антиминсы.

Гонения на защитников старого стиля начались и в Румынии. И здесь противоборство нововведениям и их неприятие оказали в массе своей миряне. Из всего румынского епископата только двое епископов воспротивились введению нового стиля: митрополит Буковинский Виссарион (Пую), который подвергся гонениям и в итоге был изгнан из страны, и митрополит Бессарабский Гурий (Гросу), которого Мирон (Кристя) насильно лишил кафедры в Кишиневе и отправил под домашний арест в Бухарест. Из двухтысячной братии Нямецкого монастыря, где в XVIII в. подвизался преподобный Паисий Величковский, только несколько иноков, в числе которых были иеромонахи Гликерий (Тэнасе) (будущий святитель), Памва, Варух, Гимнасий, Зосима, Гамалиил и Дамаскин, остались верны православному календарю. Эти нямецкие исповедники составили ядро, вокруг которого начала расти Румынская Истинно-Православная Церковь. В награду за введение нового стиля в Румынии митрополит Мирон (Кристя) получил от Константинопольского престола патриарший сан.

Мужественно боролись против введения григорианского календаря в те годы и русские монахи Валаамского монастыря.

В это время истинно-православные христиане Греции, наконец, обрели епископат. В 1934 году они обращались с просьбой о его восстановлении к РПЦЗ, однако модернист-имяборец митрополит Антоний Храповицкий в попытках сохранить хорошие взаимоотношения с Константинополем (а в большей степени – с благотворительными западными организациями, которые финансировали его Синод) им отказал.

В мае 1935 года одиннадцать архиереев новостильной Элладской церкви под влиянием архиепископа Флоринского Хризостома решили вернуться на старый стиль. Однако власти оказали на них давление, и в последний момент восемь из них отказались от этого намерения. Оставшимся трем иерархам – Герману, митрополиту Димитриадскому, Хризостому (Кавуридису), митрополиту Флоринскому и Хризостому, митрополиту Закинфскому – «Греческое религиозное общество истинно-православных христиан» предложило порвать евхаристическое общение с Элладской церковью и возглавить старостильные общины Греции. Они приняли это предложение и образовали Синод Истинно-Православной Церкви Греции под председательством митрополита Германа (Мавроматиса).

Спустя несколько дней после своего возникновения Синод опубликовал два документа, которые до сих пор остаются догматическим фундаментом всех Синодов ИПХ в мире. В одном из них говорилось: «Те, кто управляет ныне Элладской Церковью, разделили единство Православия посредством календарного новшества и раскололи греческий православный народ на две противостоящих друг другу относительно календаря части. Они не только нарушили Церковное Предание, освященное семью Вселенскими Соборами и утвержденное вековой практикой Восточной Православной Церкви, но затронули также и догмат о Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Посему те, кто ныне управляет Греческой Церковью, своим односторонним, антиканоническим и бездумным введением григорианского календаря совершенно отсекли себя от ствола Православия и объявили себя, в сущности, раскольниками по отношению к Православным Церквам, стоящим на основании семи Вселенских Соборов и православных законов и преданий, Церквей Иерусалимской, Антиохийской, Сербской, Польской, Святой Горы и Богошественной Горы Синайской и т. д. То, что это так, было подтверждено Комиссией из лучших юристов и профессоров-богословов Государственного Университета, назначенной для изучения календарного вопроса, одним из членов коей довелось быть Его Блаженству архиепископу Афинскому в его бытность профессором церковной истории в Государственном Университете. Посмотрим, какое мнение высказала эта Комиссия о новом календаре: «Хотя все Православные Церкви и автокефальны в своем внутреннем управлении, тем не менее, они едины друг с другом посредством догматов, соборных определений и правил. Ни одна из них не может отделяться как частная Православная Церковь и принимать новый церковный календарь, не став при этом в положение раскольнической по отношению к другим». Поскольку Его Блаженство архиепископ Афинский своей собственной подписью объявил себя раскольником, то какого же еще нам не достает свидетельства, чтобы показать, что он и единомышленные с ним иерархи стали раскольниками из-за того, что нарушили единство Православия календарным новшеством и разделили церковную и национальную души греческого православного народа?»

А примерно через месяц в окружном послании (Энциклике-Омологии) истинно-православные митрополиты выразили свое отношение к новостильному расколу еще более определенно: «Мы рекомендуем всем, кто следует православному календарю, не иметь никакого духовного общения с раскольнической церковью расколослужителей, от которых благодать Всесвятаго Духа отошла по той причине, что они нарушили постановления отцов Седьмого Вселенского Собора и Всеправославных Соборов, осудивших григорианский календарь. Что раскольническая церковь не имеет благодати и Святаго Духа, подтверждается свт. Василием Великим, который говорит так: «Хотя бы раскольники заблуждались в вопросах, и не являющихся догматами, но поскольку глава Церкви, согласно божественному апостолу, есть Христос, от Которого все члены живут и получают духовное возрастание, они отторгли себя от согласия членов Тела и более не суть члены (того Тела) и не имеют благодати Святаго Духа. Посему кто не имеет ее, тот не может и передать ее другим»».

По промыслительному совпадению, именно в этот год суд Божий настиг ересиарха Мелетия (Метаксакиса). Будучи за интриги, воровство и профнепригодность изгнан сначала с Константинопольской, а затем с Александрийской и Антиохийской кафедр, он по смерти Иерусалимского Патриарха Дамиана пытался захватить и эту кафедру, но потерпел неудачу. После этого Мелетий сошел с ума и через шесть дней умер в жестоких страданиях, скрежеща зубами и повторяя: «Я мучаюсь так потому, что я разделил Церковь!» Забавно, что когда после его смерти в Женеве тело готовили к отправлению в Каир, где тот был захоронен, утром дня отправки тела в аэропорт оказалось, что поверх архиерейской мантии на гробе были разложены фартук каменщика, рабочие нарукавницы вольного каменщика и циркуль…

В мае 1935 года три старостильных митрополита рукоположили четырех новых епископов, за что подверглись суду Элладской церкви и были сосланы полицией в различные монастыри. Вскоре, поддавшись малодушию, митрополит Хризостом Закинфский, а также двое из новорукоположенных епископов вернулись на новый стиль. В эти тяжелые дни Господь, желая укрепить греческих истинно-православных христиан в их исповедническом стоянии, явил им новое знамение Своей милости. Как и за десять лет до этого, чудо Божие было явлено накануне праздника Воздвижения Креста Господня над одноименным храмом на вершине горы Кофина.

Со слов очевидцев необыкновенного явления известно следующее: «Накануне праздника, в воскресенье (13 сентября 1937), когда начало темнеть, верные прибывали небольшими группами из разных окрестных деревень, кто пешком, кто верхом... Старики вместе со священниками, о. Димитрием из Крусоны и о. Харлампием из Капетанианы, ждали их в небольшой церквушке Рождества Богородицы, находившейся у подножия Кофины. В тот вечер над пиком Кофины стояла изморось и густой туман, и подниматься было очень тяжело. Верных было свыше пятисот, а по другим сведениям, свыше тысячи человек. В десять вечера прибыл отряд полиции под командой младшего лейтенанта. Они объяснили свое присутствие тем, что «пришли поддерживать... порядок»! Конечно, на самом деле их намерения были как раз обратными, но когда они увидели количество собравшихся верующих, им пришлось передумать. В полночь священники начали петь акафист Честному Кресту. Несмотря на туман, холод и сильный ветер, верующие молились на коленях и все вместе подхватывали «Радуйся, блаженное древо» или «Аллилуиа». К концу акафиста ветер внезапно прекратился, туман стал рассеиваться. Вершина Кофины с церквушкой Животворящего Креста показалась вполне отчетливо. Прежде чем люди поняли, что происходит, все пространство вокруг осветилось светом, и чудный мир облагоухал все. И вот, со страхом и вместе с невыразимой радостью, они увидели крест из света, сияющий на вершине Кофины и озаряющий своими лучами всю местность. Ночь внезапно превратилась в день! Слышны были только бесконечные «Господи, помилуй» и сдержанные рыдания верных. Никто из очевидцев не мог потом сказать, как долго продолжалось это чудо. Наконец, по прошествии довольно длительного времени после своего появления, оно постепенно исчезло... И снова, как и в начале, начал дуть ветер, и густой туман покрыл все. Верные продолжали с обновленной ревностью и покаянием молиться всю ночь. Священники служили Божественную литургию в маленькой церкви Пресвятой Богородицы. На заре литургия подошла к концу, и вся масса верующих пришла в движение, расходясь по своим деревням и домам, обсуждая друг с другом и с полицейскими небывалое чудо божественного явления Честного Креста».

К концу 30-х годов старостильное движение Греции имело уже такой большой авторитет в глазах народа и такое значительное количество последователей, что многие иерархи Элладской церкви стали склоняться к мысли о необходимости возвращения на старый стиль.

Часто приходится слышать, что изменение календаря не является грехом, ибо здесь нет нарушения догматов веры. Но ведь есть слова Христа: «Аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18, 17)».

Действительно, календарно-богослужебные вопросы не принадлежат к неприкосновенной области Божественных догматов или других непреложных установлений Церкви Христовой. Но, как и любое церковное установление, эти вопросы могут соответствовать Преданию и наполнять им свою форму, а могут, напротив, его разрушать. Дух Св. Предания сам ваяет в церковной истории себе именно те формы, в которых содержится, какие наиболее полно его вмещают. Введение нового стиля явилось грубым и сознательным попранием Священного Предания Церкви со стороны убежденных еретиков. Будучи совершено с явным и конкретным намерением – облегчить установление экуменического единства с еретическими сообществами Запада, оно разрушило литургическое единство Православных Поместных Церквей и посему явило себя не просто каноническим нарушением, но экклисиологической ересью.

Что же мы имеем в сухом остатке?

1. Введение нового стиля имело, по признанию и гласному исповеданию «ex cathedra» трех главных его проводников (Дорофея, Мелетия и Хризостома), только одну цель – отнюдь не астрономическую точность, но удобство унии с инославными – экуменизм.

2. Введение нового стиля в Греции, по признанию все тех же иерархов, было признано «революционной необходимостью» и, согласно неоднократным заявлениям революционных правительств Греции, должно было служить исключительно национальным, но не церковным интересам, – этнофилетизм.

3. Все было осуществлено не только без ведома церковного народа, но и вопреки его единодушному мнению, исключительно административным постановлением иерархии, поддерживающей тем государственную власть. Налицо сергианство, понимаемое нами как сознательная подмена вероучительно-харизматического авторитета в Церкви авторитетом административно-бюрократическим, а также искажением этим новообразованием апостольского учения о природе земной власти и взаимоотношениях с ней (властью) Церкви Христовой.

Может быть, смело, но предположим, что именно балканские старостильники начала XX века первыми столкнулись и противостали тем трем соблазнам, перед которыми не устояли и пали на протяжении того страшного века все исторические Поместные Церкви: экуменизму, этнофилетизму и сергианству. Они, сами того, возможно, не осознавая рационально, но инстинктивно (как живой организм) правильно и в согласии со св. отцами среагировали на внесенную в Церковь инфекцию и оказались в авангарде грядущей духовной битвы за Православие.

Другой вопрос, смогли ли их наследники, спустя век, удержать знамя ИПХ на той же духовной высоте, или путем компромиссов они попытались «встроиться» в Новый Мировой Порядок, сохранив славное имя «старостильников», но не их веру, последующую Преданию отцов?

Но этот вопрос мы с вами, Бог даст, обсудим на нашей следующей весенней встрече на Чтениях. А те события, которые среди старостильников Греции произойдут еще до конца уходящего года, в связи с принятием Высоким Ареопагом Эллады нового закона о религиозных организациях, как раз и помогут нам с вами тогда расставить правильные ориентиры…

Священник Александр Павпертов

(выделения в тексте - consensus)

источник

СКАЧАТЬ статью

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek