?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Слово Свт. Иоанна Златоустаго о лжепророках, лжеучителях и еретиках. В день памяти Великого архиепископа града Константинополя.

Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать/ вселенную просвети:/ не сребролюбия мирови сокровища сниска,/ высоту нам смиренномудрия показа,/ но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,// моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.

0c2365017f82ed6300c17bb7c797eebe1. Прискорбно это мое слово, как последнее, в чем я уверен, но в то же время и радостно. Прискорбно потому, что мне не придется уже больше говорить с вами, а радостно, что наступает для меня время "разрешиться и быть со Христом" (Филипп.1:23). "Уже немного Мне говорить с вами" (Иоан. 14:30), как сказал Господь. Со скорбью сердечною побеседую с вами и о лжепророках, лжеучителях и безбожных еретиках, о которых говорил апостол: "злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь" (2 Тим. 3:13), о которых и я часто напоминал вам. Много беседовал я с вами, по милости Христовой, - как вы и сами знаете, боголюбезные, - и почти в каждой беседе мы вспоминали о них, если, разумеется, вы помните, например, то, что говорилось вчера; а конечно, вы, - я знаю, - помните, особенно же те из вас, которые любят труд, любят книги, любят Христа. Книголюбец, по справедливости, может быть назван христолюбивым, на основании слова Господа: "кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое" (Иоан. 14:23), и: "кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим" (ст.21). "Любящий Меня" поучается в законе день и ночь, очевидно – в Евангелии и прочих священных писаниях. А такой человек неизгладимо хранит в сердце своем память о Боге; ожидая Его с небес, всегда блюдет час пришествия Его. Постоянно имея в руках эти священные книги, он никогда не забудет о тех страшных книгах, о которых написано: "судьи сели, и раскрылись книги" (Дан.7:10). Вот какая польза от занятий Священным Писанием, как вы много раз уже слышали. И что я постоянно говорю? Из того, что для нас полезно, божественное Писание ни об чем не умолчало, ничего не забыло, но постоянно возглашает – и через пророков и через апостолов и и, как чадолюбивая мать своих детей, каждого из нас наставляет, утверждает и предупреждает; напоминает оно нам и о минувшем, и о настоящем, и о будущем, ничего не пропуская, как сказано, из того, что нам полезно; и притом говорить обо всем этом не тайно, не вполголоса, но повсюду, во всеуслышание провозглашает и через закон, и через пророков, и через апостолов, и даже устами Самого Господа, - как само оно об этом свидетельствует через пророка Исайю: "взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе" (Ис. 58:1), а в другом месте: "взойди на высокую гору, благовествующий Сион", и немного спустя: "возвысь, не бойся" (40:9). Или Давид говорит: "я изнемог от вопля, засохла гортань моя" (Пс. 68:4). Иоанн Богослов в своем соборном послании наставляет: "наблюдайте за собою" (2 Иоан. 1:8). А что внушает Павел? "смотрите, поступайте осторожно" (Ефес. 5:15). А Господь? "Я говорил явно миру; и тайно не говорил ничего" (Иоан. 18:20), а в другом месте евангелист свидетельствует о Нем, что Он "возгласил: кто жаждет, иди ко Мне и пей" (7:37). Видишь, сколько усилий, сколько старания, сколько ревности в призывании, и никто не внимает? И опять блаженный Павел Говорит: "берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания" (Филипп.3:2). "Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы" (Ефес. 5:15,16). И Иоанн: "наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, ибо многие обольстители вошли в мир" (2 Иоан. 1:8,7). И много подобных наставлений в божественных Писаниях ветхого и нового завета, призывающих нас пробудиться и бодрствовать. А мы поступаем наоборот, подобно тем людям, о которых сказал Исайя пророк: "ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули" (Ис. 6:10). О, сколько и каких Писаний мы, слыша, оставляем без внимания! За то и безответными останемся мы в день испытания, когда придет просвещающий тайны тьмы и раскрывающий все движения сердец, когда раскроются книги, когда воссядет суд (Дан. 8:10), - книги, о которых мы ныне слушаем с улыбкой, не желая придавать им значения. Все мы сбились с прямого пути и каждый блуждает по своей дороге; с нами опять тоже, что было прежде, когда Ты не сладел нами, Господи (Ис.63:19). И поистине, исполнилось на нас пророчество Давидово: "но смешались с язычниками и научились делам их" (Пс. 105:35). Потому то мы и уничижены по всей земле за грехи наши и "все это происходило в наставление нам, достигшим последних веков", как написано (1 Кор. 10:11): и пастыри – волки, и овцы – расхищены, и голод – при дверях: не голод хлеба и жажда воды, но голод слышания слова Божия (Ам. 8:11). Однако, никто из надеющихся на Господа да не отчаивается. Не унывайте, но постоянно помните о Том, Кто сказал: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:20).

2. Будьте спокойны: души праведных Господь не погубит голодом (Прит. 10:3). Об этом голоде говорит Господь через пророка: "Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его" (Ам. 8:11,12). Видишь, о хлебе ли здесь говорится? Бог о хлебе не говорил. О, голод ужасный, душевредный и гибельный! О, голод, навлекающий вечное наказание! Этот голод – виновник всякого дурного дела; этот голод – корень всякого зла. Этого-то голода наступление провидя, пророк Давид умолял Бога, говоря: "Господи, твердыня моя! не будь безмолвен для меня" (Пс. 27:1). И о благоверных он пророчествовал, говоря: "что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их" (Пс. 32:19). А в другом месте он говорит: "во дни голода будут сыты" (Пс. 36:19), или: "милостив и щедр Господь. Пищу дает боящимся Его" (Пс.110:4,5). Эти слова Давида относятся к тем, которые усердны в изучении Писаний: они голода не будут испытывать. Будем же исследовать Писания, чтобы не коснулся нас грядущий душепагубный голод; будем усердны к Писаниям, чтобы не заблуждаться и не увлекаться всяким ветром. Нерадивым к Писаниям говорит Спаситель: "заблуждаетесь, не зная Писаний" (Мф. 22:29). Подлинно, таковые и заблуждаются. И откуда произошел этот душепагубный голод? Разве не оттого, что не исследовали Писаний? О, скольких благ лишаемся мы, оставляя божественные Писания! Недаром Господь повелел изучать их? Изучай тщательно, изучай и ищи, и найдешь великое неоценимое богатство, найдешь сокровище, зарытое в поле: уразумеешь божественное Писание. Изучай - и найдешь, а нашедши, продай все, что имеешь, и купи то поле – прекрасное познание святых Писаний, в которых скрыт Сын, истинная Мудрость Отчая; а нашедши Его, блажен будешь, как написано: "блажен человек, который снискал мудрость" (Прит. 3:13). Изучай Писания, возлюбленный, богат ли ты или беден, раб или свободный, муж или жена: "Исследуйте Писания". Ведь божественное Писание есть сокровищница всякого добра. Но возвратимся к предмету нашей беседы: у нас речь о кончине мира, о ложных пророках и ложных учителях, о безбожных еретиках, подобно бурному потоку затопивших все и причинивших многие сообразны. И почему все это произошло? Очевидно, потому, что предстоятели оказались недостаточно сведущи и опытны: ведь неопытность пастырей – гибель для овец. Но с чего теперь начать мне речь? Говорить ли сначала о близости кончины, или бичевать ложные учения нечестивых еретиков? Если бы время позволяло, я разоблачил бы их ложные учения и беззаконные дела; но это большое дело и много речей нужно, чтобы разоблачить их несостоятельность. Впрочем, для настоящего случая достаточно только – на основании Священного Писания – указать на них, как на врагов Христа и волков, угрожающих Его стаду, но повсюду удаляемых и отстраняемых от овец Христовых. И пророки, и сам Господь, и блаженные апостолы вполне справедливо называли их волками, и не только волками, но и заразой, и нечестивыми, и противниками, врагами, коварными, хулителями, лицемерами, ворами, разбойниками, гнусными, лжепророками и лжеучителями, вождями слепыми, бродягами, злыми, антихристами, соблазном, сынами лукавого, плевелами, безбожными, духоборцами, хулителями Духа благодати, коим не отпустится ни в этом веке, ни в будущем. "И через них путь истины будет в поношении" (2 Петр. 2:2). В довершение всего они – дети лукавого дьявола, как говорит Богослов: "дети диавола" (1 Иоан. 3:10). Итак, нужно сперва им посвятить несколько слов, а потом поговорить и о кончине. Мы наблюдаем кругом себя немало таких явлений, которые указывают на близость "конца века", по выражению апостола (Кор. 10:11): настали трудные времена, умножилось беззаконие, иссякла любовь многих, появилось множество обольстителей и еще больше обольщаемых. Раскроем же священные книги, отыщем в них путь истины, пойдем по нему, поспешим к святым горам – я разумею пророков и апостолов, - чтобы не заблуждаться и носиться "колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по хитрому искусству обольщения" (Ефес. 4:14). Не будем оставаться внизу, но вместе со святыми учениками Христовыми взойдем на блаженную гору и услышим Пастыря нашего, говорящего: "берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение" (Лук. 21:8); "берегитесь, чтобы кто не прельстил вас" (Мф. 24:4); берегитесь всюду. И Иоанн говорит подобное: "наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились" (2 Иоан. 1:8); и Павел: "берегитесь псов" (Филипп. 3:2), "смотрите, поступайте осторожно" (Ефес. 5:15). Эти увещания: наблюдайте за собою, смотрите – повторяются не с иною какою-нибудь целью, как с тою, чтобы предупредить и обезопасить нас от тех, которые под овечьей шерстью скрывают в себе волков и обольщают беспечных. Очевидно, настоятельная нужда была в том, чтобы повсюду в Писании повторять: "наблюдайте за собою", смотрите, бодрствуйте, будьте внимательны – не только к себе самим, но и ко всему стаду. Ни о чем ведь не умолчало божественное Писание из того, что нам полезно.

3. Я не могу удержаться от слез, когда слышу, как некоторые из принадлежащих к нашей церкви говорят, что этого не сказано в божественных Писаниях. И это высказывается не только пасомыми, но и теми, которые мнят себя пастырями и считаются преемниками апостолов и пророков – по служению, но не по нравам. Вполне справедливо обратиться к ним со словами: горе вам, вожди слепые, невежественные и слабые, украшающиеся одеждами, а не книгами, забывшие слово Божие и служащие чреву, как сказано: "их бог - чрево, и слава их - в сраме" (Филипп. 3:19); молоком, шерстью и мясом паствы вы пользуетесь, а об овцах не заботитесь. Как избежите вы (гнева Божия) за такое нерадение о спасении? Вооружившись смелостью, я предложу вашему вниманию более обильные свидетельства, чтобы показать из Священного Писания – евангелий, пророков и апостолов, под водительством Христовым, как заграждаются уста говорящих неправду, и чтобы просветить сердца желающих слова. Откуда начать нам, как не от Того, Кто сказал о Себе: "Я есмь начало и конец" (Апок. 21:6)? Пусть же каждый из вас сосредоточит все свое внимание, оставив всякие житейские заботы. Господь сказал: "берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят" (Мф. 24:4,5; Лук. 21:8). И опять: "берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные". Но, говорит, "по плодам их узнаете их" (Мф. 7:15,16). То есть: по их речам, по ложным пророчествам, по лицемерию их, по худой славе, по их ругательствам – вы их узнаете. "Не может дерево худое приносить плоды добрые" (Мф. 7:18). Ведь всякое дерево узнается по своему плоду. Так и вы узнаете таковых людей по их плодам. И узнавши, не принимайте их в свои дома, не входите с ними в общение, не ведите с ними бесед, не повергайте бисера вашего пред ними, но берегитесь их закваски, то есть, их ереси. Никто из вас да не пренебрегает сказанным: ведь это говорит сам Бог. Слушайте, пастыри, голос верховного Пастыря; слушайте, как разоблачает и отгоняет Он тайных волков; слушайте и будьте внимательны и к себе самим и ко всему стаду. "Берегитесь псов" (Фил. 3:2), берегитесь хищников, - потому что "кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник" (Иоан 10:1). В другом месте о них говорит Господь: "кто не со Мною, тот против Меня" (Мф. 12:30), а им говорит Он: "ваш отец диавол" (Иоан. 8:44). "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете" (Мф. 23:13). А в другом месте заявляет им: "вы не из овец Моих" (Иоан. 10:26). Видите, как Господь повсюду изобличает и посрамляет нечестивых, чтобы вас предохранить от заблуждения? О, неизъяснимое снисхождение! О, неисчерпаемая благость! Что воздадим мы Господу за все это? Чем оправдаемся пред верховным Пастырем? Вот, о, пастыри и сопастыри, немногое из многого! Видите, как повсюду Господь, утверждая нас, взывает в святых Своих Евангелиях, смотрите, бодрствуйте, будьте внимательны, будьте усердны, боритесь? И не только в Евангелиях взывает так, но и устами богоносных пророков и богословов-учеников вещает тоже самое, - потому что во всех говорит Он, как Ему угодно, что подтверждает и Павел, заявляя, что в нем говорит Христос (2 Кор. 13:3). Итак, вызовет теперь сюда богословов и послушаем, что они возвестят нам об еретиках. Скажи ты, блаженный Петр, которого блаженным нарек сам Господь наш Иисус Христос (Мф. 16:17). Скажи нам об обольщающих и желающих обольстить Христово стадо, которое тебе вручено и вверено Пастыреначальником и Блюстителем душ наших; скажи, что внушено тебе Духом Святым и утверди свою паству; укажи нам тайных волков, как сделал это твой учитель Христос Господь. Вот что говорит Петр: "прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям" (2 Петр. 3:3). И опять: "у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси, отвергаясь искупившего их Господа. И многие последуют их разврату; суд им давно готов, и погибель их не дремлет" (2 Петр. 2:1-3). Они – чада клятвы, оставившие "прямой путь" (ст. 14,15). Вот что возвестил Петр, воистину блаженный Петр, Петр – камень веры, на котором создал Христос Свою церковь, Петр – распорядитель ключей царствия небесного, Петр – ходивший по волнам, как по суше, горячо любивший Владыку Христа, поразивший в Риме Симеона волхва, как глава и первый защитник веры, первого разбойника и ученика дьявола в ересях. Апостол Иоанн сказал: "дети диавола" (1 Иоан. 3:10). Видите, как во всех их говорит Христос? Ведь и сам Он в Евангелии сказал подобное же: "ваш отец диавол" (Иоан. 8:44). Знаю я многих, говорящих в защиту еретиков, что и их создал Бог (помимо Бога, говорят, ничто не может быть): не разумеют они ни того, что говорят, ни того, на чем утверждаются. Что каждого из нас создал Бог – этого не отвергаю вместе с ними и я, но Он создал нас на дела благие, чтобы мы в них совершенствовались и делались чадами Божиими по правой вере.

4. Но возвратимся к предмету (нашей беседы). Иоанн говорит: "теперь появилось много антихристов" (1 Иоан. 2:18), и опять: "наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, ибо многие обольстители вошли в мир" (2 Иоан. 1:8,7). "Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире" (1 Иоан. 4:1). В другом месте: "Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.Ибо приветствующий его участвует в злых делах его" (2 Иоан. 1:10,11). И опять: "Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога" (ст. 9). Так наставляет нас Иоанн – сын грома, возлюбленный более всех святых, утвердивший церковь от конца до конца вселенной и заградивший уста еретиков своим богословием. А Иаков сказал: "кто хочет быть другом" им, "тот становится врагом Богу" (Иак. 4:4). Слушайте все вы, разделяющие с еретиками трапезу, этот горький для вас приговор: вы враги Христу. В самом деле, кто других с врагами царя, тот не может уже быть другом царя. Он не заслуживает даже и жизни и осуждается на все худшее. Иуда Иаковлев сказал: "Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в [повод к] распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа" (Иуд. 1:4). И далее: "в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям" (ст. 18). "Это звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки" (ст. 13). Так – и еще сильнее – поучает нас славный Иуда. Остается теперь, наконец, Павел, сосуд избрания: скажи нам и ты по благодати, данной тебе от Бога, скажи нам о настоящем веке лукавом, разоблачи тайных волков, обличи и посрами расхитителей святого стада Божия. Вот что говорит Павел: "я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада" (Деян. 20:29). Видите, повсюду богословы согласно с Учителем своим именуют безбожных еретиков собаками и волками? Так и в другом месте говорит Павел: "берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания" (Филипп. 3:2). "Смотрите, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением" (Кол. 2:8). "Смотрите, поступайте осторожно, потому что дни лукавы" (Ефес. 5:15,16). После таких увещаний кто может оправдаться в своем нерадении? И опять в другом месте: "Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся" (Тит. 3:10). И еще: "учениями различными и чуждыми не увлекайтесь" (Евр. 13:9); еще: "злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь" (2 Тим. 3:13); еще: "для оскверненных и неверных нет ничего чистого" (Тит. 1:15). Слушайте же вы, разделяющие с ними вечери любви: как избежите вы гнева, грядущего на вас, вы, оскверняющиеся с ними в пище и питие? Как осмелитесь приступить к божественным и страшным тайнам? Разве не слышали вы блаженного Павла, взывающего: "не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской" (1 Кор. 10:21). "Выйдите из среды их и отделитесь, и не прикасайтесь к нечистому" (2 Кор. 6:17). Убедил ли я вас? Или труды мои были напрасны и я говорил на ветер? Впрочем, ради тех, которые охотно и усердно слушают наставления и их исполняют, я не остановлюсь и буду продолжать словами Павла; скажу опять тоже самое, слушайте: "не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Что общего у света с тьмою" (2 Кор. 6:14). Где дерзкие, утверждающие, что не говорится этого в божественных Писаниях, где они, "их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном" (Фил. 3:19)? Так поучает, наставляет и увещевает нас Павел, сосуд избрания, ограда церкви, победоносный борец, - Павел, боговещанная лира, вестник Христов, списатель догматов, труба слова, оратор благочестия, сеть уловлявшая язычников. Вот что и еще больше говорили о безбожных и неверных блаженные богословы – апостолы. А гораздо раньше их тоже самое говорили пророки: необходимо выслушать и этих последних. Так, пророк Давид говорил: "нет в устах их истины" (Пс. 5:10; еще: "мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне" (Пс. 138:21,22). Соломон говорит, что нечестивые лицемерно прикидываются благочестивыми, а в другом месте наставляет: "Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не ходи в путь с ними" (Прит. 1:10,15). Исайя же пророк – вернее Господь через пророка – говорит: "Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня" (Ис. 1:2); а в другом месте: "нечестивым же нет мира, говорит Господь" (Ис. 48:22).

5. Не достаточно ли этого? Нужно ли приводить свидетельства еще и других пророков? Для расположенных слушателей, я думаю, достаточно и этого. А кто теперь не оказал внимания слову, того не убедить и более подробное изложение. Остановимся немного еще только на словах пророка Давида и посмотрим, как он обличает и посрамляет их скрытое коварство, говоря: "нет в устах их истины: сердце их - пагуба", и так далее (Пс. 5:10). Заметь мудрость пророка, как он обличает и посрамляет заблуждающихся, чтобы предохранить нас от заблуждения. Послушайте, православные, и не потворствуйте еретикам; послушайте, пастыри, и устрашитесь, и не молчите, но проповедуйте слово; не давайте места дьяволу, не открывайте двери волкам. Подражайте блаженному апостолу Петру, как он в Риме, когда треклятый Симон богохульствовал и утверждал про себя, что он есть сила Божия, не промолчал и не пропустил, но тотчас же обличил его и, показав, что он обманщик, разбойник и противник Богу, низвергнул его с высоты, предал его гибели. Подобным образом и сына его, или вернее – сына дьявола, Монтана, скверного, нечистого и безбожного, с его двумя блудодейцами, апостол решительно обличил и привел к молчанию, доказав, что он противник Богу, лжехристос и лжепророк, заградил его нечистые уста именем Христовым, не великодушествуя и не потворствуя его богохульству[1]). Так поступайте и вы, пастыри, и не только не принимайте участия в скверных делах тьмы, но и обличайте, как это делали и апостолы. И богоотец Давид много трудов и много борьбы перенес из-за нечестивых людей, обличая и запрещая их, посрамляя их и докучая о них Богу такими мольбами:"доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут" (Пс. 93:3). "Расточи их силою Твоею" (Пс. 58:12). "Воздай им по делам их, за то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его" (Пс. 27:4,5)."Ты, Господи, пробудив [их], уничтожишь мечты их" (Пс. 72:20). Или, воссылая моления свои к Господу, Давид умоляет Его, чтобы Он, сам сойдя с небес, исполнил просьбу его: "Господи! Приклони небеса Твои и сойди" (Пс. 143:5); "Господи! не замедли" (Пс. 69:6). "Скоро да предварят нас щедроты Твои" (Пс. 78:8). И что же человеколюбец Бог, хотящий всем человекам спастись и в познание истины прийти, близкий ко всем, призывающим Его в истине? Он не презрел и не оставил тщетными мольбы святых, но "наклонил Он небеса и сошел" (Пс. 17:10) и все устроил для спасения рода нашего, всему научил нас и словом и делом. Так, желая научить, как будущие предстоятели церквей должны относиться к еретикам, Он сделал бич из веревок и, войдя в храм, изгнал всех оттуда, вытолкал и преследовал их со словами: "дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников" (Мф. 21:13). Слушайте же, предстоятели церквей! Прекрасный образец для подражания дал вам Спаситель: последуйте стопам Его, неусыпно и бдительно охраняйте свое стадо и отгоняйте от него волков. Затем, изгоняя вон всех, очевидно – противомыслящих, и предрекая конец, истребление и уничтожение всех противомыслящих в будущих родах, Он сказал: "се, оставляется вам дом ваш пуст" (Мф. 23:38). Видишь, как оправдались Его слова? Враги и недоброжелатели Церкви, т.е. еретики, в каждом поколении предавались гибели, по слову Господа, сказанному Им: "всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится" (Мф. 15:13), - что и сбылось. И именно Он сам первый сделал это и показал пример, а после Его вознесения на небеса блаженные апостолы, по Его примеру, вели борьбу с противниками Церкви. После же них и учители Церкви, и святые соборы, бывавшие по временам, утверждая их божественное учение, всех упорствующих в ересях искореняли и предавали гибели, по написанному: "Ты погубишь говорящих ложь" (Пс. 5:7). Так, все они и погибли за беззакония их. В самом деле, где теперь те, которые некогда ратовали против Церкви, - цари, властители и мудрецы? Они рассеяны, истреблены, от них не осталось и следа.

6. Где гордость и дерзость иудеев? Где Симон волхв, первый еретик, ученик и предтеча антихриста? Где злое его порождение, наследник его безумия и нечестия, Монтан, вождь злых, с его двумя блудодейцами? Где их пресловутыя таинства, о которых говорить противно, гнусные и мерзкие, о которых и апостол говорил: "о том, что они делают тайно, стыдно и говорить" (Ефес.5:12)? Где Маркион, где Валент, где Манес, где Василид, где Нерон, где Юлиан, где Арий, где Несторий? Где все противоборствовавшие истине, о которых Церковь восклицала: "псы окружили меня" (Пс.21:17)? Не погибли ли все они? Рассеяны они все за свои хуления и отовсюду изгнаны как волки, потому что встретили себе противников и мужественных против них борцов в лице блаженных мужей – тогдашних предстоятелей Церквей: то были истинные пастыри! Но я вижу большое различие между тогдашними пастырями и современными. Те были борцы, а эти беглецы; те совершенствовались в книгах и учении, а эти изощряются в нарядах и украшениях. Эти как наемники оставляют овец и бегут, а те душу свою полагали за овец по примеру доброго Пастыря. О, блаженные мужи, имена коих в книге жизни! Их устрашали бесы, им угрожали еретики, но "заградятся уста говорящих неправду" (Пс.62:12). Воскликну и я подобно Давиду, который с плачем взывал: "где прежние милости Твои, Господи" (Пс. 88:50)? Скажу и я со слезами: где тот блаженный лик святителей и учителей, которые как светочи просияли в мире, соблюдая слово жизни? Впрочем, что мешает нам возобновить сейчас в памяти их имена, хотя бы из многих немногие? Ведь самое это воспоминание о них послужит к освящению душ наших. Где Еводий – благоухание Церкви, преемник и подражатель святых апостолов? Где Игнатий – жилище Божие? Где Дионисий – птица небесная? Где Ипполит, сладчайший и благостнейший? Где Василий Великий, почти равный апостолам? Где Афанасий святой, изобильный добродетелями? Где Григорий, второй богослов, непобедимый воин Христов и ему соименный? Где великий Ефрем, утешитель малодушных, наставник юных, руководитель кающихся, гроза еретиков, сокровищница Духа, сосуд добродетелей? Видите, какой собор? И как разнятся эти святые и блаженные пастыри от нынешних? Я знаю еще и других богоносных учителей, но на этот раз уже достаточно перечисленных. Они душу свою, как я уже сказал, полагали за овец, а эти – современные – оставляя овец, бегут; те сильны были в слове и в деле, а эти – в деньгах и в стяжании лошадей, мулов, полей, стад, поваров и роскошного стола. О подобных вещах они готовы беседовать без конца и днем и ночью, а для словесной паствы, за которую предстоит им дать ответ в страшный день суда, у них не находится и слова. Если кто спросит их о книгах, они отвечают: я беден и не в состоянии купить книг. Между тем перед народом они являются вовсе не бедными, но одетыми в изысканные одежды, с туго набитыми кошельками; шеи у них как у откормленных быков, за собою они волочат толпу учеников, или вернее поваров; от избытка роскоши они – стыдно даже и говорить – завели у себя, под видом работы, выкупленных из плена наложниц. О, великий срам! О, постыдная роскошь! О, жалкое сребролюбие! О, несытое чрево! Отсюда-то соблазны, отсюда сплетни, дурная молва, упреки, беспорядки. На все упреки они отвечают: я не обижаю никого, а своим имуществом могу располагать. Если же кто из нечестивых еретиков начинает распространять свое безумное учение, отвечать некому, бороться нет охотников: все оказываются бедными, бессловесными, все убегают. о, сребролюбие – злой корень всех зол! При помощи богатства вы надеетесь спастись? Но "удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие" (Мф. 19:24). Утопая в роскоши и пьянстве, превозносясь гордостью, вы хотите победить ереси? Но горе вам, изнеженные и сластолюбивые, щеголяющие в золоте и изысканных нарядах! Как другим вы покажете прекрасную бедность Христа, ради нас обнищавшего и заповедавшего ученикам Своим не иметь и меди в поясах (Мф. 10:9)? Вот именно прельщаетесь вы, не разумея Писаний! Не слышите разве вы Господа, говорящего: "блаженны нищие духом" (Мф. 5:3), и еще: "горе вам, богатые" (Лук. 6:24), и: "не собирайте себе сокровищ на земле" (Мф. 6:19)! Богатство ваше умножилось, а слово оскудело; одежды ваши тленны, о них ли дадите вы ответ Пастыреначальнику Христу? Ведь вы знаете, что каждый из нас даст ответ Богу о себе самом, а вам – архиреям, иереям и дьяконам – предстоит ответ и о себе и об овцах, сколько каждому вверено. Смотрите же, не забудьте вверенных вам талантов! "Внимайте себе и всему стаду" (Деян. 20:28); смотрите, чтобы не потерялась овца из вашего стада. Ведь вы знаете, что если одна овца погибнет, сделавшись добычей врага, - по вашей беспечности, - тогда всей своей жизнью вы не загладите этой потери: кровь ее Судья взыщет от руки вашей.

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek