?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Свщмч. Феодор (Андреев) и новомч. Михаил (Новоселов) о власти и об отношении к ней православного христианина.

novmch_Pheodor_MikhailВопрос: Как следует понимать слова Апостола Павла: «Несть бо власть, аще не от Бога» (Рим. 13, 1).
Ответ: Власть от Бога, а не начальник, – говорит преподобный Исидор Пелусиотский (пам 4 февраля). То есть власть или идеал власти есть тот Божественный порядок, по которому одни начальствуют, а другие им подчиняются ради Бога и по чувству долга, как дети родителям. Таковый естественный порядок мы видим среди чинов Ангельских, из которых одни начальствуют, а другие им подчиняются. Такой порядок существует и среди духов злобы, что нам открыло слово Божие (Мф. 9, 34; Ефес. 6, 12), причем духи злобы, хотя и отпали от Бога, но, однако, сохранили у себя тот Божественный порядок чиноподчинения, каковой имели, будучи Ангелами.

Вопрос: Когда начальник бывает от Бога?
Ответ: Тогда, когда он законно поставлен и творит дело Божие, то есть служит благу народа и содействует ему в служении истинному Богу. Когда сам начальник признает Бога и поклоняется Ему.

Вопрос: Когда начальник бывает не от Бога?
Ответ: Тогда, когда он не хочет знать истинного Бога и когда беззаконно захватит сию власть, то не утверждаем, говорит преподобный Исидор Пелусиот, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему, или изблевать все свое лукавство, как фараону, и в таком случае понести наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна жестокость, как Царь Вавилонский уцеломудрил иудеев. (Преп. Исидор Пелусиотский на слова: несть бо власть аще не от Бога. Римл. 13.1 к Атонисию т. 2. Москва 1860 г., С. 8).

Вопрос: Как следует Православному Христианину смотреть на современную гражданскую власть, которая борется с Богом и гонит Святую Церковь?
Ответ: Как на попущение Божие для нашего наказания и вразумления во исполнение слов Св. Писания: «Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы» (Амос 3,6). «Я Господь и нет Иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я Господь делаю все это» (Ис. 45, 7).

Вопрос: Как следует Православным Христианам относиться к гражданской власти?
Ответ: Подчиняться во всем, что не противно заповедям Божиим и не вредит нашему спасению: «Будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа» (I Петр. 2, 13-14), то есть платить все налоги и содействовать благосостоянию и безопасности своего народа, но если от нас потребуют чего-либо противного закону Божию и нашему Христианскому званию, то отвечать словами св. Апостолов: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5, 29), – ничего не боясь за таковой ответ, ибо без воли Божией и влас с главы нашей не спадет. Эти слова Христовы мы должны знать не только в теории, но главным образом на практике. И тогда мы будем всегда счастливы и радоваться в страданиях своих за Христа и Его Святую Церковь. Как был счастлив (Деян. 26, 2) и радовался Св. Апостол Павел: «Радуюсь в страданиях моих за вас и воспоминаю недостаток скорбей Христовых за Тело Его, Которое есть Церковь. (Кол. 1, 24).

Вопрос: Как быть Христианину, если его обвиняют в контрреволюции?
Ответ: Этим не следует смущаться. Это обвинение ложно и выдумано врагами Христа и есть удел всех исповедников веры. Из Святого Евангелия и жития Святых. Начало сему положил иудейский синедрион, который пред лицем Пилата, в политическом преступлении обвинял Христа Господа, говоря: «Он развращает народ наш и запрещает давать подать Кесарю, называя себя Христом Царем» (Лк. 23, 2). Тогда как Христос Господь сказал: «Воздадите кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 21). По примеру обвинений на Христа в политических или уголовных преступлениях, также обвинялись и все борцы за святую веру и Церковь Православную, как, например, св. Афанасий Великий (память 2 мая), св. Мартин Исповедник папа Римский (память 14 апреля), преп. Максим-исповедник (память 21 января), преп. Иоанн Дамаскин (память 4 декабря), преп. Феодор Студит (память 11 ноября) и многие другие.

Вопрос: Какая же цель таких обвинений со стороны врагов Христа и Его Св. Церкви?
Ответ: Цель та, чтобы, во-первых, ослабить силу духа у исповедников и привести их в смущение – правда ли, что они страдают за Христа, о вере в Которого их и не спрашивают, но обвиняют их в таких преступлениях, которых они не совершали, и угоден ли Богу их подвиг.
Во-вторых, выставить их в глазах народа не как исповедников веры, святому примеру которых Христиане должны следовать, но как преступников, достойных наказания. Только в таких условиях, случаях, Милость Божия, чистота совести и вера сохраняет исповедников Христовых от падения и Православный народ привлекает к ним.
Причем, всех исповедников веры, которые занимали высокое положение в обществе, обвиняли в государственном преступлении, а кои по своему общественному положению не могли быть обвинены в государственном преступлении, тех обвиняли в уголовных преступлениях или безнравственной жизни. В настоящее время они, почти все, обвиняются в контрреволюции.

Вопрос: Как же Церковь и всякий Христианин в частности должны относиться к революции и контрреволюции?
Ответ: Необходимо прежде всего выяснить, что означает слово «революция», и на основании этого определить свое отношение к ней.
Вопрос: Что означает слово «революция»?
Ответ: Революция, по словарю иностранных слов, есть всякое насильственное действие, переворот или общественный, или даже семейный. Другими словами, «революция» есть насилие.
Вопрос: Может ли Церковь сочувствовать этому насилию?
Ответ: Нет, не может.
Вопрос: Почему?
Ответ: Да потому, что всякое насилие Церковь отвергает и сочувствовать ему не может. Тем более, что это насилие почти всегда сопровождается пролитием человеческой крови и есть зло в очах Божиих и Его Святой Церкви. Церковь терпит насилие в своем мировом масштабе постоянно, во всем и не сочувствует и его не канонизирует. Она терпела насилие от римских императоров языческих – гонение на Христиан. Она терпела насилие от греко-римских императоров еретических и плодом этого насилия были еретические соборы Копронимова 754 г. Далее она терпела насилие от греко-римских императоров политическое, которые, чтобы получить военную помощь против турок от западных Христиан, решили подчинить восточную Церковь главенству Римских пап. И плодом этого насилия были две унии – Лионская (1274 г.) и Флорентийская (1439 г.). Обе были отвергнуты верующим народом, который решил: лучше потерять политическую свободу, чем религиозную, дарованную Святой Церкви Ея Божественным Основателем Христом Господом.

Вопрос: Как Церковь относилась к государственным переворотам?
Ответ: Она признавала их только как совершившийся факт, Богом попущенный для наказания людей, не более.

Вопрос: Всегда ли Церковь так поступала?
Ответ: Всегда, да иначе и быть не могло. Так она поступала при частых династических переворотах Христианской греко-римской империи, признавая их как совершившийся факт для избежания большего зла. Так Церковь поступала и у нас в России во времена княжеских междуусобиц, когда русские удельные князья отнимали власть друг у друга или сам народ изгонял своих князей. Церковь об этом скорбела и только старалась примирить враждующих. Так Русская Церковь поступала и во время частых дворцовых переворотов XVIII века, вовсе им не сочувствуя или их не канонизируя. Так Церковь поступает и в настоящее время, когда в корне изменился весь государственный строй. Прежняя идея государственности, установленная Самим Богом и вытекающая из идеи семьи, изменилась. Церковь это признала только как совершившийся факт, допущенный Богом, и не более.

Вопрос: Что такое идея государственности, вытекающая из идеи семьи, установленная Самим Богом?
Ответ: Идея семьи есть взаимная любовь родителей и детей с обязательной для каждого члена семьи заботой о благосостоянии и безопасности своего семейства. Из совокупности семей разных родоначальников образовались государства с той же обязанностью каждого гражданина заботиться о благосостоянии и безопасности своего народа. Это есть Божественное установление, о чем повествует нам книга Бытия и особенно история Израильского народа.

Вопрос: Идея семьи и государственности, установленная Самим Богом, принадлежит ли одному Христианству или (принадлежит) и прочим, иноверным народам, не знающим истинного Бога?
Ответ: Да, принадлежит и всем иноверным народам, хранится Божественный порядок передачи власти, который мы видим из Книги Бытия, а именно: из благословения Ноя Исаака и Иакова своих сыновей.

Вопрос: Чем же отличается современная нам идея государственности от идеи, установленной Самим Богом?
Ответ: В прежней идее государственности власть передавалась сверху вниз, от Бога через верховную власть, преемственно до последнего самого малого начальника (I Пет. 2, 13-14).
А у современной нам идеи государственности власть, взятая снизу, передается вверх, то есть извратился Божественный порядок, а посему эту нелепость нельзя признать законной, то есть нельзя признать от Бога, но только Богом попущенной, как выше было сказано.

Вопрос: Каковы же причины и последствия этого нарушения Божественного установления?
Ответ: Причина есть недовольство своим положением и неверие в промысел Божий. Последствие – возстание на Бога и злостное богоборчество, чему начало положил Нимрод, потомок Хама, окончившееся Вавилонским столпотворением и смешением языков. (Быт. 10,8; 11,4-7)

Вопрос: Когда окончится богоборчество?
Ответ: В последний день мира, когда нечестивец антихрист задумает воспротивиться Самому Богу: «и увидел я зверя и царей земных и воинства их собраны, чтобы сразиться с сидящими на коне и с воинством Его» (Апок. 19,19).

Вопрос: Какая причина гонений на Церковь со стороны неверующей власти?
Ответ: Стремление подчинить Церковь своему влиянию и через Церковь приготовить народ к будущему принятию антихриста, как политического и духовного главы падшего человечества.

Вопрос: Каким образом совершается соединение в одном лице верховной власти – власти политической и духовной – и нет ли тому примеров в древней истории мира?
Ответ: Есть. Первый пример мы видим в истории Ветхозаветных Патриархов. Второй пример мы видим в истории языческой Римской империи.

Вопрос: Как же это объяснить, чтобы было понятно всякому?
Ответ: Объясняется это двойственностью природы человека. Господь создал человека из души и тела и дал законы для его земного бытия, подчинив детей власти родителей. С размножением рода человеческого Господь поставил над каждым народом особых правителей, которые заботились о земном благополучии врученных их попечению и власти людей. Для духовной природы человека, то есть для души, Господь так даровал свои законы-заповеди, за исполнение которых обещал вечную блаженную жизнь и соединение с Ним в Его Небесном Царстве. В начале родоначальники были как физическими, так и духовными главами и руководителями своего потомства. Они заботились не только о земном благополучии своих домочадцев, но и представительствовали за них пред Богом, то есть были священниками своего народа и потомства. Так Мелхиседек – царь Салима – был священником Бога Всевышнего (Евр. 7.1).

Вопрос: Всегда ли это было в Ветхозаветной Церкви?
Ответ: Нет, не всегда. С размножением потомства Патриарха Иакова Господь для предстательства перед ним за народ избрал одно из колен сынов Израиля – колено Левино, которое и стало священниками всего народа Израильского (Исх. 28, 1, Ев. 7,5). С этого момента и произошло разделение власти гражданской и власти Церковной в Ветхозаветной Церкви, посреди народов языческих совмещение обязанностей гражданских и духовных в одном лице продолжалось до самого падения язычества, то есть Римский император считался верховным первосвященником (Пентирекс Максимус). И сам Юлиан-отступник, как верховный первосвященник, приносил жертвы идолам.

Вопрос: Возможно ли в Христианстве совмещение в одном лице власти гражданской и власти духовной?
Ответ: Нет, невозможно.

Вопрос: Почему?
Ответ: Да потому что Христианство не от мира сего и есть служение Единому Богу, и ясно различается от служения миру: «воздадите кесарево кесарю, а Божией Богу» (Мф. 21,22). Только Сам Христос Господь в Своем лице соединил обе эти власти. Он, как Царь мира, создал эти государства, поставив над каждым народом правителей, то есть Епископов внешних дел, каким именем назвал себя Константин Великий пред отцами 1 Вселенского Собора, сказав: «Я Епископ внешних дел, поставленный Богом на сие служение». Как бы ученые ни толковали слова Константина Великого, они выражают действительно то истинное положение вещей, какое наблюдается в мироздании. Все правители есть Епископы внешних дел физических, тогда как св. Апостолы и их преемники есть Епископы дел духовных, поставленные на сие служение Христом Господом при основании Его Святой Церкви (Мф. 16, 19-20). Те и другие, повторяем, соединены под Единой главой Христом. Таким образом, в виду разделения Богом между правителями и Епископами дел гражданских и дел Церковных, смешения между ними или подчинение одних другим невозможно.

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek