?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

1. О ПРЕДАНИИ ВООБЩЕ
2. О ПРЕДАНИИ ПИСАННОМ - ПРАВИЛАХ КАНОНИЧЕСКИХ
3. О ПРЕДАНИИ НЕПИСАННОМ - ЦЕРКОВНОЙ ПРАКТИКЕ

Богооткровенное спасительное учение нашей Православной Церкви заключается в Священном Писании и Священном Предании церковном. О происхождении того и другого в предисловии на св. Евангелие от Матфея Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, так пишет: "те божественные мужи, которые жили прежде закона, учились не на основании писаний и книг, но, имея чистый разум, просвещались озарением Всесвятаго Духа и, таким образом, узнавали веления Божии, ибо Сам Бог беседовал с ними устами к устам. Таковы были: Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов и Моисей.
20010.p Когда же люди сделались порочными и недостойными того, чтобы Дух Святый просвещал и научал их, то человеколюбивый Бог дал писания, чтобы, хотя благодаря им, они помнили веления Божии. Так и Христос Сам лично беседовал с апостолами и послал им в качестве учителя благодать Святаго Духа. Но так как послe того должны были произрасти ереси и испортиться наши нравы, то Господу было благоугодно, чтобы были написаны Евангелия с тою целью, чтобы мы, научаясь на основании их истин, не увлекались ложью ересей и чтобы наши нравы не испортились окончательно". Все богооткровенное учение, — как ветхозаветное, так и новозаветное, открытое нам чрез Пророков. Самим Господом Иисусом Христом и чрез Его св. Апостолов, трудившихся в проповеди Слова Божия многия лета, — конечно не могло вполне быть заключено в одних книгах Священнаго Писания, особенно новозаветное (Иоан. гл. XXI, ст. 25); посему многое из учения их, не записанное в книгах свящ. Библии, передавалось верующим устно и хранилось так вместе со Священным Писанием. Примеры такого сохранившагося устнаго ветхозаветнаго предания упоминаются в новозаветных книгах: пророчество Ноя, седьмого от Адама (Иуды ст. 14 и 15); спор архангела Михаила о теле Моисеевом; таково же преданиe ветхозавътное о мъсяце марте еврейском Нисане, как начальном от сотворения мира (Филон и Иосиф Флавий).
В новом завете гораздо более передавалось устно Богооткровенное учение, чем чрез писание: Сам Господь Иисус Христос и большинство из Его св. Апостолов ни оставили по себе писаний, проповедуя все время устно; пример таковаго, сохранившагося по преданию устно, но не записаннаго в св. Евангелиях, — изречение Господне о милостыне, приводимое св. ап. Павлом в его прощальной беседе к пастырям Ефесскимъ: «блаженнее паче даяти, нежели приимати» (Деян. гл. XX, ст. 35). Много таких же примеров сохранившагося от Апостолов новозаветнаго устнаго предания указано в 97 правиле (в 27 глав о Св. Духе), св. Василия Великаго, как то: о крестном знамении, об обращении в молитве на восток, об обрядах при св. крещении и Евхаристии и пр.

То и другое — писанное слово Божие и устное предание — иногда называется в книгах священнаго Писания новозаветнаго одним общим именем Предания, как это видно из посланий св. Ап. Павла:  К Солунянам: "Братие, стойте и держите предание, им же научистеся или словом или посланием нашим", (2, гл. 11. ст. 15),
К Тимофею: «О, Тимофее, предание сохрани, уклоняясь скверных суесловий или прекословий лжеименнаго разума, и яже слышал еси от мене многими свидетели, сия предаждь верным человеком, иже довольни будут и других научити» (1, VI. 21, 22; 2, 1. 2);
К Коринфянамъ: «хвалю вы. братия, яко вся моя помните и якоже предах вам, предания держите» (1 Кор. XI. 2)

В этом наимеиовании всего богооткровеннаго учения, — не только устнаго, но и письменнаго, — общим именем «предания» заключается глубокий назидательный смысл: если Сам Господь, Ипостасное Слово Божие, и Премудрость Божия, представляет пред апостолами Свое Евангельское. учение в смысл «передачи» слова Божия от Бога Отца (Иоан. гл. XV. ст. 15), а пред иудеями — в смысл «заповеди» от Отца (Иоан. XV. 49-50); если Дух истины, глаголавый в пророках и апостолах, по обетованию Господа, «не о себе глаголати имать, но елико аще услышит, глаголати имать» (Иoaн. XVI. 15-16); если избранный сосуд проповеди Христовой (Деян. IX. 15), званный на апостольство ни от человек, ни человеком, но Иисус Христом и Богом Отцем (Гал. I. 1), бывший восхищенным до третьяго Hебece и сподобившийся там неизреченных откровений (2 Кор. ХII. 14), имевший ум Христов (1 Кор, 11,16), — св. Ап. Павел, и тот смиренномудренно предлагал свою проповедь язычникам на суд первейших из Апостолов (Гал. II, 2) и в своих подробных наставлениях о девстве и женитьбе различает свой совет от повелений Господних (1 Кор. VII, 12-25); — все это указанное внушает последующим служителям слова Божия (Деян. VI, 4), как посредникам только в передаче его, глубокое к нему благоговение, без всякаго малейшаго не только искажения смысла его, но и прибавки или убавки из собственнаго мудрования, под угрозою вечнаго наказания (Апокал. XXII, 18-21), но только лишь под руководством священнаго церковнаго отеческаго предания: «Правильное и безошибочное разумение Писания, по слову священномуч. Иринея Лионскаго, возможно только при руководстве Святой Вселенской Церкви, и в ней только одной можно найти истину. Такое же божественное происхождение, как и Писание, имеет и Священное Предание. Единственною хранительницею подлиннаго апостольскаго Предания может быть только Вселенская Церковь в лице ея представителей» (Книга Ш, против ересей), «Мы можем, говорить он далее, наименовать тех, коих Апостолы поставили епископами, и преемников их — до нас, которые ничему такому не учили, и ничего такого не знали, что вымышляют еретики... Хотя Церковь разсеяна по всему Mipy, но в силу присутствия в ней одного и того же Духа Божия, она сохраняет одно учение. Она одинаково верует и имеет одно и тоже Предание Церкви» (там же). Итак, из общаго наименования «преданием» всего богооткровеннаго учения — устнаго и письменнаго н из приведенных слов св. Отцев Церкви усматривается тесная взаимная связь и значение одного для другого обоих источников божественнаго откровения — священнаго Писания и священнаго Предания: как священное Писание обязано священному Преданию в постепенном установлении и утверждении канонических книг, как видно из истории канона священных книг, и в правильном понимании его; так, в свою очередь, и Предание церковное, Kpoмe общецерковнаго признания для проверки своей — то есть отличия истиннаго апостольскаго Предания от ложнаго, человеческаго — нуждается в священном Писании, как точном выражении воли Божией; только то истинно церковное Предание, которое согласно и не противоречит прямому и ясному слову Божию (Марк. гл. VIl, ст. 9-13).

Однако и устное Апостольское учение — в собственном смысле предание, в отличие от писания, сначала устно только сохранявшееся в первенствующей Церкви Христовой, ближайшими преемниками апостольскими вскоре вошло в святоотеческия писания, легло в основание правил церковных, вселенских и поместных, и частноотеческих, в разное время было заключаемо в книги богослужебный, вошло в практику богослужебную, принятую всею Вселенскою Церковью и в таковыя же общецерковныя жития святых, что доселе составляет то Учениe веры и благочестия, которое истинно верующие и чтущие Бога сыны Церкви, словом и примером передают один другому и предки потомкам («Опыт Православнаго Христианскаго Катихизиса» Мит. Антония стр. 8). Одна часть священнаго Предания, вошедшая в правила церковный, составляющая главнейшия истины веры, благочестия и церковнаго управления, заключенная в «Книгу Правил», называется с древних соборных времен особым термином — «Письменным Преданием»; а другая часть, — не вошедшая в «Книгу Правил», хотя впоследствии большею частью и заключенная в другия общецерковныя книги, но прежде продолжавшая храниться наравне с правилами цер­ковными только в церковной практике, как и теперь отчасти в некоторых обычаях церковных, — называется «Неписанным Преданиемъ». Однако, та и другая часть священнаго Предания, — писанное (каноны) и неписанное (церковная практика, церковные, обычаи), наравне со священным Писанием, имеет для нас Православных одинаково общеобязательное значение В делах веры и благочестия; ибо источник того и другого — Дух Святый, живущий в Церкви Православной и печать (авторитет) общецерковнаго признания лежит на том и другом, по вышеуказанному изречению св. Иринея Лионскаго: «Церковь, хотя и разсеяна по всему Mipy, но в силу присутствия одного и тогоже Духа Божия, она сохраняет одно учение. Она одинаково верует и имеет одно и тоже предание Церкви». Вера в святость, истинность и общеобязательность священнаго Предания, во всей его целости, наравне с священным Писанием, — отличительный вероисповедный признак нашей Православной Церкви, сравнительно с другими инославными исповеданиями. Благодаря чему, она и доселе сохраняет неизменным в духе и основных законоположениях то устроение, которое предначертал ей Сам Господь Иисус Христос, невидимый Глава ея, в Своем Евангелии, совершили своим учением и деянием св. Апостолы н утвердили на все последующия времена св. Отцы Церкви, на своих помъстных, а главным образом, Вселенских соборах, как на семи столпах дом Премудрости Божия (Притч, гл. 9), "запечатанный, по выражению помъстнаго Константинопольскаго собора 1848 г., семью печатями Духа" (Апок. V, 1). «Посему, если кто желает вечнаго спасения, — говорить св. Иоанн Златоуст, — кто хочет быть истинным сыном Православной Церкви, кто ищет в сей последней, как бы в новом ковчег, спасения от потопа, кто боится страшнаго анафемскаго грома, поражающаго душу и тело, пусть тот обременить себя, как бы сладчайшим Христовым игом, догматами церковными, пусть укротит непокорство своего разума церковными законами и во всем повинуется своей Матери Церкви» (Беседа на 1 послание к Коринфянам).

Политически недавние перевороты отразились и в жизни церковной: всюду обнаружилось стремление к реформе, начинается колебание основных устоев церковной жизни. поставляются на новый пересмотр раз и навсегда решенныя голосом Вселенской Церкви основания догматические и канонические определения (в «Программе занятий на предполагаемом вселенском соборе», газета «Македония» 11 января 1926).

Неумеренное стремление к «новшеству» обнаруживается и в том, что частныя поместныя Церкви решают вопросы и спешат приводить в дело решения, требующия по своей важности предварительнаго общецерковнаго обсуждения («всеправославный конгресс в Константинополе», живоцерковнические «соборы» в Poccии и насильственное введение «нового стиля» в Элладе, Румынии и Финляндии). Таковое лихорадочное стремление к реформе, по начинанию большею частью высших церковных властей («окружныя послания патриаршия и суннодальныя») естественно показалось пасомым «новшеством» и возбудили в них опасение за Православие Церкви «петиции греков к народным депутатам и румын к королю» (см. «Скорбное послание митр. Антония» 1925 г.). Если когда, то теперь особенно, - во время реформ церковных, необходимо нам, чадам Православной Христовой Церкви, уяснить себе и держаться основных и отличительных законов нашей Матери Церкви — это руководство в вере и жизни священным Преданием, наравне с священным Писанием. После священнаго Писаны ветхаго и нового заветов, первой важности для нас должны быть догматы и каноны Вселенских и поместных соборов и некоторых частных Отцев Церкви, принятых на Вселенских соборах; ибо все они, по слову св. Отцев VII Вселенскаго собора, от Единаго и Тогожде Духа быв просвещены, полезное узаконили. По слову св. Никифора Исповедника, Патриарха Константинопольскаго: «Ведь всякий догматический вопрос, возникающий в Церкви Божией, после соборнаго обсуждения и провозглашения прекращается и уже не допускает никакого сомнения» (Творения ч. 1, «Защитительное, слово» гл. 8 стр. 124) и далее продолжает он: «Построен дом мудрости, как бы из золота и дорогих камней, из священных и божественных догматов, выработанных н провозглашенных славными и богоносными отцами нашими, которые, как мужи дивные и боголюбивые, водимые Духом Божиим, блистали собравшись на священных и богоизбранных соборах… Чего-же станешь искать ты, человек, — хотя бы ты был весьма проницателен умом, — такого, чтобы ты не усматривал уже как открытое и объявленное Духом? Не высоты ли богословия и возвышенности догматов? Богатства ли божественнаго домостроительства? Не-изследованности судеб Божиих? Наставлений касательно добрых дел и запрещения того, чего следует избегать: чтобы не перечислять частностей и не медлить словом, — разве изречения мудрых мужей, изобилующия премудростью и богодухновенностью, не превосходят умозрение и действие? Какая нужда после всего вдаваться в пустословие и неуместныя изыскания» (Слово в защиту непорочной и истинной нашей веры, ч. I, стр, 144). И сама Церковь, чрез св. Отцев VI Вселенскаго собора, заповедует: «Кратко рещи, постановляем, да вера всех в Церкви Божией просиявших мужей, которые были светилами в мире, содержа слово жизни, соблюдается твердою и да пребывает до скончания века непоколебимою вкупe с богопреданными их писаниями и догматами». В сем же духе строгаго соблюдения догматическаго предания сей собор, правилом 1, и ранее его собор Ш, правилом 7, подтвердили определение второго Вселенскаго собора: «да не отменяется символ веры 318 отцев, бывших на соборе в Никее, что в Вифинии, но да пребывает он непреложен (1 пр.).

Продолжение статьи здесь (скачать)

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek