?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

СЛОВО О БЛАГОДАТИ

Истинная соборность в истинной Церкви измеряется не количеством лиц, санов и соборов (вспомните формулу свт.Илария Пиктавийского). Измеряется она словами преп. Максима Исповедника о правой кафолической вере. Позиция Св Максима Исповедника отражает ненормальную церковную ситуацию. Ненормальную ситуацию в отвержении благодати- Истины, и в этом отвержении- самой Церкви Христовой.

Как писал об этом в 1925г. новосвящмуч.Марк (Новоселов):"Трудность настоящего времени для православного человека состоит, в том, что теперешняя жизнь Церкви требует от него высокодуховного отношения к себе. Нельзя полагаться на официальных пастырей (епископов и иереев), нельзя формально применять каноны к решению выдвигаемых церковной жизнью вопросов, вообще нельзя ограничиваться внешне-правовым отношением к делу, а необходимо иметь духовное чувство, которое указывало бы путь Христов среди множества троп, протоптанных дикими зверями в овечьей одежде. Жизнь поставила вопросы, которые правильно, церковно правильно, возможно разрешить, только перешагивая через обычай, форму, правило и руководствуясь чувствами, обученными в распознавании добра и зла . Иначе легко осквернить святыню души своей и начать сжигание совести (1Тим. 4, 2) через примирение — по правилам с ложью и нечистью, вносимыми в ограду Церкви самими епископами. На «законном» основании можно и антихриста принять... " (Письмо к другу).

27684Жизнь Церкви течет и по руслу канонов, и по руслу удовлетворенной совести Церкви и чистоты церковных чувств верующих. Это главное и существенное, ради чего и дана, внешне-юридически, церковная организация. Но если церковная организация начинает идти по пути сжигания совести, то зачем она нужна? Ведь в день Страшного Суда совесть наша осудит нас - в чем мы ее не удовлетворили. А Господь подтвердит суд совести. Об этом Сам Христос говорит в притче о сопернике. Соперник - это совесть (Лук.12:58).

Смысл цель и назначение церковной организации: помочь человеку удовлетворить этого соперника-совесть и приобрести чистоту чувств. И если церковная организация не может помочь в этом человеку, то зачем она нужна, по слову Христа, такая соль несоленая :"Соль - добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? Ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее" (Лук.14:34,35).

Современное искушение для всех: подмена Церкви - церковной организацией; подмена внутренней духовной жизни, жизни за удовлетворение совести и чистоты чувств, - душевными переживаниями, чувствами и ощущениями, которые удовлетворяются внешней обрядовостью, внешней стороной церковной жизни.

Ведь Господь наш Иисус Христос пошел против церковной организации, в лице первосвященников (иерархии, священства), фарисеев (обрядоверов, внешних праведников), законников (профессоров канонического права), книжников (ветхозаветных богословов). Христос, который учил смирению, кротости и послушанию, Сам первый не послушался их и не смирился на соучастие во зле и нечестии, на которое склонял Его сатана непосредственно через их страсти (удовлетворения которых они искали), а также и на горе искушений.

И тогда они собрали высшую, юридически-каноническую, церковную инстанцию — собор (синедрион); и соборно осудили Его, на основании Закона Божия (который был дан Богом через Моисея), обвинив Его в богохульстве. И за богохульство, ссылаясь на каноны и правила в Законе Моисеевом (Законе Божием), предали Его на распятие, на смерть, говоря, что «по закону нашему Он должен умереть» (Иоан.19:7).

На тот момент времени, это была истинная церковь на земле. И Христос своим примером, своею жизнью показал, что выше: удовлетворение совести и сохранение чистоты чувств или церковная организация, иерархия, буква закона (канонов). За то, что Он не послушался истинной церковной организации, — на тот момент времени, в лице иерархии, внешних праведников, канонистов и богословов, — за это Его распяли, предали смерти.

"Единство Церкви следует необходимо из единства Божьего, ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати" (А.С.Хомяков).

Если верующий не исповедует именно этого учения о Церкви и Благодати, то тогда это говорит о том, что понятие у такого человека - сергианское=антихристианское. И тогда с такими понятиями, ради сохранения церковной организации, иерархии и т.п., можно идти на любые компромиссы в вероисповедных вопросах. А ведь Христос основал свою Церковь на правом исповедании веры.

Когда Христос ходил по земле и проповедовал, то некоторые говорили о Нем, что Он пророк; некоторые говорили, что Он подобен пророку; другие называли Его посланным от Бога и т. п. А Господь спрашивал у Апостолов, за кого они Его почитают. И ап. Петр восклицает: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16, 16). Что значило в то время назвать Христа Сыном Бога Живого? Это значит признать Христа за Мессию — Спасителя, которого ожидал весь еврейский народ, которого предвозвещали пророки, который должен был прийти и спасти весь род человеческий. Вот как исповедовал Христа ап.Петр, на тот момент времени. И тогда Христос сказал ему: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах»(Мф.16:17).

И дальше Господь сказал: «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее…»(Мф.16:18). - Видите, на чем основывается Церковь? — на камне! А под камнем разумеется правое исповедание веры. На тот момент времени нужно было правое исповедание веры. Ибо все веровали во Христа по-разному: одни говорили, что Он пророк и верили так; другие - что Он Илия; третьи — по-другому; и т. п.

Христос сказал, что Петр не просто имел правое исповедание, а это открыл ему Отец Небесный, по дару Благодати. На что Она сошла? — на камень, т. е. на ту решимость, на то самоотвержение, ревность, стремление к Истине, во что бы то ни стало, вплоть до смерти. Вот на эту решимость, самоотвержение, ревность по Богу и сошло Божественное откровение, поэтому ап. Петр и сказал: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16, 16). Вот на все на это и сошел дар Божественной благодати. Вот оно! — основание Церкви. И вот на этом основании! — по слову Христову — врата ада не одолеют Церковь до скончания века.

В каждый период истории существования Церкви на земле, нужно иметь правое исповедание веры. Ибо только на правом исповедании веры, которое является от Божественного откровения, Христос и основал Свою Церковь.

А Божественное откровение является там, где есть истинное самоотвержение, решимость и ревность по Богу до самозабвения и отвержения себя: своей гордыни, самомнения, душевного и телесного сладострастия и прочего. Вот, через это все, Божественная благодать открывала правую веру таковым человекам. Они содержали ее и наставляли других — тех, которые воспринимали это исповедание веры; вот на таких сходила Божественная благодать, и таким образом основывалась Церковь. И так будет до скончания века.

И получается, что: в церковной организации можно лишиться всего, можно лишиться даже самой церковной организации, но правого исповедания веры никак нельзя терять. И ради сохранения его можно жертвовать всем и даже своею жизнью, ибо главное в Церкви — правое исповедание веры — хранение его. И это всегда должно быть, так как от этого зависит вечная участь каждого из нас.

Святые Отцы говорят, что Таинства могут совершаться только в Церкви. Вне Церкви Таинств нет, а Она основывается — на правом исповедании веры.

Значит, Таинства могут совершаться только в Церкви; а Она есть только там — где есть правое исповедание веры, на текущий момент времени, по отношению ко всем отступлениям; ибо одни говорят о Христе — о Истине (ибо Христос сказал: «Я есть Истина» (Ин.14;6)) так, другие — по-другому, а третьи — иначе. А надо говорить точно: «Ты — Христос, Сын Бога Живого»(Мф.16,16). — То есть: надо правильно исповедовать Истину, в каждый момент времени жизни Церкви на земле, по отношению к тем искушениям — уклонениям от Истины — перед лицом которых оказывается Церковь. Это необходимо для того, чтобы не отпасть от Церкви, которая есть столп и утверждение Истины (1Тим.3,15).

Ибо и на тот момент времени, большинство уклоняясь от Истины, говорили о Христе по-разному, а нужно было сказать о Нем правильно — истинно. И исповедание Истины, на тот момент времени, состояло в правильном исповедании Христа — в признании Его: Мессией, Богочеловеком, т. е. Богом воплотившимся в человеческое естество, пришедшим для спасения рода человеческого. Апостол Петр исповедал Христа правильно — истинно: вот на этом основании и утвердилась Церковь — на правильном исповедании Истины.

На правом исповедании Истины, в тот или иной момент времени земной жизни, всегда и утверждалась истинная Церковь.

«Христос Господь назвал соборною Церковью ту, которая содержит истинное и спасительное исповедование веры. За это исповедование Он и Петра назвал блаженным и на нем обещал основать вселенскую Церковь»(преп.Максим Исповедник). - Вот на каком основании, по слову преп.Максима основана Церковь.

Как и с самого начала, так и во все времена существования Церкви на земле появлялись различные еретики. Поэтому одни говорили об Истине «так», другие «по-другому», третьи и четвертые — «иначе». А кто-то говорил об Истине — правильно. И в этом состояло правильное исповедание Христа, ибо Он сказал: «Я есть Истина»(Ин.14;6). И вот на это основание и сходил дар Божественной благодати, Божественное откровение. На этом основании и утверждалась истинная Церковь, которую основал Христос, и которую не одолеют врата адовы до скончания века.

И это потому, что таковые отвергались самомнения, гордыни, — имели истинное самоотвержение, истинную решимость, истинную ревность по Богу. На все на это и снисходила Благодать, открывала им, и они, исповедуя право Истину, говорили об Истине — правильно; в этом и состояло правильное исповедание Христа, на данный момент времени существования Церкви на земле, подобно ап.Петру. Вот на этом основании, по дару Благодати, и утверждалась Церковь; и все кто так веровал, те и составляли истинную Церковь, в свои времена.

И в том обществе, в той церковной организации, которая содержала исповедание, открываемое Благодатью святым того времени (а в то время они еще не назывались святыми, а уже впоследствии Церковь назвала их святыми), — Таинства и считались действительными, благодатными, спасительными, — там подавалась Божественная Искупительная, Спасительная Благодать.

А все те, которые хотя и не отрицали Христа, но не право исповедовали Истину и отступали от Нее: то все они, таким образом, отрекались от Христа, ибо Он сказал: «Я есть Истина». И в этих церковных организациях, которые не исповедовали, внешне, право Истину, не было основания для Церкви: не было основания, на которое могла бы сойти Благодать — не было правого исповедания веры, поэтому таинства там были недействительны и безблагодатны. Потому что Таинства могут совершаться только в Церкви, а Церковь может созидаться и стоять только на правильном основании — на правом исповедании веры.

Вот так и в наше время! — так будет и до скончания века! — и Церковь будет сохраняться. Там, где внешне, официально, будут хранить правое исповедание веры, — на текущий момент времени, по отношению к тому нечестию и злу, происходящему в мире, которое искажает Истину, а значит Христа(ибо Он сказал:«Я есть Истина»), — там и будет Церковь.

Для того, чтобы иметь правое исповедание веры, и чтобы Господь его открыл, нужны не одни книжные знания, а нужно, чтобы человек поимел вот такое душевное расположение, такое самоотвержение, решимость и устремление к Истине, чтобы Отец Небесный открыл правое исповедание веры.

И если кто искажает Истину, тот искажает Христа, — значит, верует неправильно.

Можно лишиться всего: священства, внешних таинств (т.е. возможности внешнего совершения Таинств), можно лишиться церковной организации, богослужений, но нельзя лишаться правого ис-поведания веры. Преподобный Ефрем Сирин пишет, что если тебя бьют, гонят, стараются разными путями увести от Истины, то можешь жертвовать всем, но только храни главу — правое исповеда-ние. Как змея: ее бьют, а она подставляет разные части тела, лишь бы сохранить голову. Так и христианин, когда его бьют и лишают всего, — может отдавать все, кроме головы, а голова есть — правое исповедание веры (Псалтирь преп.Ефрема Сирина, пс.57).

Поэтому и преп.Максим Исповедник лишился всего, ради сохранения правого исповедания веры. И готов был остаться в полном одиночестве, лишь бы только не отступить от Истины: «Если и вся вселенная начнет причащаться с патриархом, я не причащусь с ним». - И таким образом остался в Церкви, хотя умер не имея церковной организации, иерархии, Таинств. И многие последовали преп.Максиму Исповеднику и оставались без епископов, без Причастия, без храма, без церковной организации, но оставались в Церкви.

Да и великое множество новомучеников, включая простой народ, предпочитали остаться без организации, иерархии и Таинств, но лишь бы только не отступить от Истины, не омрачить своих чувств, не начать сжигание своей совести. Вот, что они говорили по этому поводу:

"Но я не сочту себя никогда раскольником, хотя бы и остался в единственном числе, как некогда один из святых исповедников. Дело вовсе не в количестве, не забудьте ни на минуту этого: Сын Божий «когда вновь придёт, найдёт ли вообще верных на земле?» И может быть последние «бунтовщики» против предателей Церкви и пособников Её разорения будут не только не епископы и не протоиереи, а самые простые смертные, как и у Креста Христова Его последний страдальческий вздох приняли немногие близкие Ему простые души" (новосвящмуч.Иосиф, митр.Петроградский).

"Враг вторично заманил и обольстил Вас мыслью об организации Церкви. Но если эта организация покупается такой ценой, ...то лучше бы нам не иметь никогда никакой организации" (новосвящмуч.Виктор Островидов).

"Но ведь каждому мало-мальски сведующему в делах веры христианину ясно, что Церковь Христова это ничто иное, как Царство Божие, а оно, по словам Спасителя, внутри нас. В современных церковно-исторических условиях истинной Христовой Церковью можно считать только ту, что ушла в пустыню (Апок.гл.12). В эпоху иконоборческой ереси церковь-блудница пользовалась благами легализации, а истинная Церковь пребывала в гробах, пещерах, пустынях, ссылках, заключениях и т. п." (новосвящмуч.Павел Кратиров).

"Если же Господь попустит, и Вы останетесь без Епископата, — да будет Дух Истины, Дух Святый со всеми Вами, Который научит Вас решать все вопросы, могущие встретиться по Вашему пути, в духе Истинного Православия" (новосвящмуч.Димитрий еп.Гдовский).

Такие времена есть исповеднические (а христиане и должны быть всегда исповедниками правой веры, жизнью и словом), и в этот период главное сохранить Истину и чистоту чувств, удовлетворить свою совесть. А если в таковой период времени пытаться сохранить, во чтобы-то не стало, все внешне-юридически-канонические принадлежности, то очень легко можно отступить от пути Истины и начать сжигание своей совести. — В этом и суть сергианства, ереси антихристовой последних времен. Это искушение нашего времени и последних христиан.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
livejournal
Oct. 5th, 2014 02:47 pm (UTC)
СЛОВО О БЛАГОДАТИ
Пользователь koinearabika сослался на вашу запись в своей записи «СЛОВО О БЛАГОДАТИ» в контексте: [...] Оригинал взят у в СЛОВО О БЛАГОДАТИ [...]
( 1 comment — Leave a comment )

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek